ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
    РОМАН ПУШКИНА
    И О РОМАНАХ ПУШКИНА -
        ВСЁ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

              

23)12 октября 1715 года у Алексея Петровича и кронпринцессы Шарлотты родился сын – будущий император Пётр II (второй ребенок, на год старше него – Наташа, мать после вторых родов умерла); у Петра I и Марты в этом же 1715 году тоже родился сын Пётр, умерший в 4-хлетнем возрасте – остальные их мальчики жили ещё меньше; 24)26 сентября 1716 года царевич Алексей уехал за границу, там он женился на принцессе Австрийской и возглавил заговор против отца; 25)31 января 1718 года царевича Алексея выманили в Москву, заговор раскрыт, казнен Степан Глебов, считавший себя биологическим отцом царевича Алексея, 26 июня Пётр I вынужден казнить сына (плакал во время казни, руководил Меньшиков); 26)9 сентября 1721 года – Ништадтский мир, конец Северной войны; 27)с согласия Австрийского престола 22 октября 1721 года Европа торжественно провозглашает Петра Императором; 28)11 февраля 1722 года – Указ о престолонаследии: трон переходит от отца к сыну или от брата к брату, в случае их отсутствия (а у Петра их не было) – по волеизъявлению государя; 29)декабрь 1724 – царь ныряет на верфи в ледяную воду, чтобы спасти тонущих матросов; заболевает после простуды, у него серьёзные осложнения, частичный паралич, отнимается язык; 30)28 января 1725 года перед смертью императору Петру дают грифельную доску: «государь, кому приказываешь царство?» – он успевает нацарапать «отдайте всё…» и умирает. Возврат к тексту Пушкина на страницу Родословная моего героя

         10, V, 11. Дух века просветил; 10, VI, 9. Просвещенье  ( стремление служить людям, передавая им свет знаний) - особое духовное движение в Европе XVII-XVIII веков. Начинается оно в Англии (философы Гоббс, Локк, литераторы Свифт, Дефо и т.д.), приводит к революции 1649 года, затем перекочевывает во Францию, где рождаются два поколения "просветителей” (старшие - Вольтер, Монтескье, и младшие - авторы Энциклопедии: Дидро, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.), и наконец приводит к революции 1789 года. В России это соответственно эпохи Петра Великого и Екатерины II. Большое влияние на умы "просветителей” имели идеи масонства (см. примеч к 2, VI, 10 на стр. 17 ). Возврат к тексту Пушкина на страницу Родословная моего героя

         10, VI, 1.  Мстислав – имя четырнадцати древнерусских князей, пятнадцатым является упомянутый в летописи 1248 года не смирившийся перед татарами Мстислав Святославич (год смерти не известен, вероятно 1248!), внук Всеволода Большое Гнездо и владелец города Козельска (основанного в 1146). Из них для восьми удельных князей известны престолы (Тмутараканский умер в 1036, двое Новгородских +1162 и +1178, Смоленский +1178, Дорогобужский +1204, Черниговский +1223, Галицкий +1228, Туровский +1239), ещё двое были великими князьями, т.е. главами Древнерусского государства (+1132 и +1170), остальных (+1068, +1099, +1173, +1238) мы знаем только по именам. Наиболее знамениты: Мстислав Владимирович (+1036), князь черниговский и тмутараканский, сын Владимира Святого, крестителя Руси, основатель (1026) Тмутараканского княжества на Таманском полуострове;  Мстислав Владимирович Великий (+1132), сын Владимира Мономаха, великий князь Киевский, похожий на отца, но к сожалению рано умерший; Мстислав Ростиславич Храбрый (+1178), князь смоленский, упомянутый в «Слове о полку Игореве»; Мстислав Мстиславич Удалой (+1228), князь торопецкий, новгородский и галицкий, в битве при Калке (10, III, 5) возглавлявший русский авангард.

         Курбский Андрей Михалыч (1528-1583) – военачальник эпохи Ивана Грозного, участник взятия Казани в 1552 и первых эпизодов (1558-64) Ливонской войны, которую начал в Прибалтике Иван Грозный, рассчитывая получить выход к морю. В 1564, после ссоры с царём, Курбский бежал в Литву и провел остаток жизни при дворе польского короля, где написал мемуары, изобличающие жестокость и тиранию царя Ивана. Сохранилась полемическая переписка Грозного с Курбским.

         Ермак Тимофеич (+1585) – казачий атаман эпохи Ивана Грозного, завоеватель Сибири. 26 октября 1581 года разбил сибирского хана Кучума, взял столицу Искер (или Сибир) и «поклонился новыми землями» царю Ивану, т.е. присоединил Сибирь к Русскому царству. Через четыре года во время похода с целью усмирения местных тюркских племён – попал в засаду и утонул в реке Иртыш.

         Целовальник – продавец водки. Т.к. существовала государственная монополия на продажу спиртного, то считали, что торгующий водкой в «царёвом кабаке» целует крест, т.е. приносит присягу верности интересам государя. На самом деле крест целовали другие царские чиновники (сборщики налогов, таможенные служащие, соляные торговцы и др.), а целовальники винные этой процедуре не подвергались, как уверяет Владимир Даль. Возврат к тексту Пушкина на страницу  Родословная моего героя

        10, VI, 12. Звездой – в Российской империи главные правительственные награды, ордена высших степеней, имели отличительный знак в виде звезды (как правило восьмиконечной), в центре которого располагался главный символ ордена (крест или изображение святого) вокруг него был надписан девиз: напр., у ордена Андрея Первозванного – «за веру и верность»; ордена Александра Невского – «за труды и отечество»; ордена св. Анны – «aman just - piet - fid (любовь к справедливости, милосердию, верности)»; ордена св. Владимира – «польза, честь и слава»; ордена Белого орла – «pro fide rege et lege (за верность монарху и закону)» и т.д. Из перечисленных ваш двоюродный дядя вряд ли имеет первый (у Пушкина единственное число, а этот орден давался с комплектом всех остальных) и последний (польский, особого назначения). Возврат к тексту Пушкина на страницу Родословная моего героя

         10, VII, 1–4. Имеются в виду прежде всего памфлеты в издаваемой Ф.В.Булгариным «Северной пчеле», где Пушкин и ему подобные (Булгарину и в голову не приходило, что подобных гению быть не может!) прозваны «аристократами» в кавычках, а сам поэт назван «потомком негра, купленного шкипером за бутылку рома». Возврат к тексту Пушкина на страницу Родословная моего героя

47 Известный любитель древности, умерший несколько лет тому назад.    (Примечание А.С.Пушкина)

         10, VII, 6. Первый кандидат в эти бабушки, который приходит в голову, – фрейлина Наталия Кирилловна Загряжская, урожденная Разумовская (1747–1837), приходившаяся двоюродной бабкой жене Пушкина; рассказы этой фрейлины, например об екатерининских вельможах, поэт старательно записывал, – но она не московская, а очень даже петербургская «бабушка». Указание на Москву заставляет искать таинственную бабулю среди прямых предков самого поэта, но это сложно. Отец поэта был женат на своей внучатой племяннице, поэтому поколения московских родственников причудливо переплетаются. Кроме того, «люблю слушать» поставлено в настоящем времени, но к моменту возвращения Пушкина из ссылки обеих его бабушек уже не было в живых (последнюю он потерял в 19 лет). Возможно, поэт, считая нетактичным прямое указание на Загряжскую, умышленно запутывал следы, – либо слово «бабушка» указывает только на возраст, а не на родственные связи. Возможно также предположить, что понеже слушаются рассказы о временах Московии, наследницей которой является Российская империя, то все государственные люди, включая рассказчика, являются «московскими». В пользу последней, честно говоря несколько натянутой, версии говорит и то, что толстобрюхой (10, VII, 6), вообще-то, является старина допетровская, стало быть существовавшая до строительства Петербурга. Возврат к тексту Пушкина на страницу Родословная моего героя

         10,VII, 11. Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – русский историк и литератор, царский историограф (как, кстати, впоследствии и Пушкин), автор 12-томной "Истории государства Российского”, охватывающей изученные периоды русской истории от начала Летописи Нестора (о 862, т.е. Призвании Варягов) до начала Смутного времени (1610–1613). Карамзин – один из трёх китов, на коих зиждится современная русская история: Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв и В.О.Ключевский. Костомаров не входит в данный список только потому, что эти трое имели законченные и ясно выраженные (причём очень разные) концепции русской истории, т.е. претендовали, и не без оснований, на полноту знаний о русском народе. Но каждый ставил во главу угла только одно из его многочисленных качеств. Так, Карамзин считал главным для русского то, что выражено поговоркой «с царём в голове» или  «без царя в голове». Действительно, как русский я по себе знаю, что, к примеру, садовый участок, на котором я построил себе дачу, что бы ни значилось в документах, на деле всегда будет принадлежать В.В.Путину, и только он может справедливо с ним распорядиться. Чем дальше от Путина, тем больше несправедливости, и самыми опасными для моей работы на этом участке являются интересы моих соседей. Таким образом, по Карамзину, определяющим качеством русского человека является его полная неспособность к демократии – с этих позиций он и описывает демократию как детерминированную обречённость, пусть даже очень красивую – будь это бунт Вадима или Новгородская вольница. Эта концепция, волюнтаристская и отнюдь не материалистическая, крайне раздражала советских историков, 70 лет пытавшихся спихнуть Карамзина с престола исторической науки, причём без всякого намёка на успех. Наиболее популярной в это время была эпиграмма на Карамзина, которую приписывают Пушкину: «В его "Истории” изящность, простота \ Доказывают нам без всякого пристрастья \ Необходимость самовластья \ И прелести кнута». Пушкин, как видим, не считал упомянутое качество русского народа достоинством и источником его подвигов, а скорее недостатком. В разгар работы над главным трудом всей жизни, Карамзина постиг двойной удар: изнутри и снаружи. Душа его подошла к описанию Смутного времени, когда на Руси три года не было царя, и земля была без хозяина. Эти три года для Карамзина представлялись более ужасными, чем остальные восемьсот, кои он описывал. С другой стороны, с 14 декабря 1825 года Россия опять на несколько дней осталась без царя, но это произошло не где-то там, в преданиях веков, а здесь, на улице рядом с историком. Через 5 месяцев, во время реальных следствий и казней, Карамзин скончался от старости. Какая смерть от старости может быть в 60 лет, когда старость только начинается! В этих случаях умирают не от ударов и болезней, а по собственному желанию.
         10,VIII, 3. Пожарские – русская княжеская родовая фамилия, судьба которой, к сожалению характерная для России, соприкасается ещё с одной народной чертой, на этот раз, в отличие от предыдущего комментария, вызывающей не насмешку, а омерзение. Род этот, происходивший от сына Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо (+1212), долгое время прозябавший где-то в суздальских лесах у Старых Дубов и таившийся в темноте веков – таившийся настолько скромно, что мы даже не знаем, происходит его прозвание от погорельцев (современное слово пожар) или же от ратных подвигов (ибо в славянском языке жар или яр означает не только пламя огня, но и пыл сражения), т.е. неизвестно, даны им земли по жару после пожара или же после важной битвы – род этот блеснул молнией на исторической сцене в лице князя Димитрия Михайловича Пожарского (1578–1642?) – героя и легенды Смутного времени. Дело было так: полным ходом шла иностранная интервенция, поляки заняли Москву и собирались посадить в кремле царём сына польского короля. Тогда нижегородский мясник Кузьма Минин «кликнул клич» записывать простой народ в ополчение, но поскольку сам он грамоте не умел, стало быть ни разрядных записей, ни указов не производил, то бил челом князю Пожарскому, так же люто ненавидевшему иностранных завоевателей, с просьбой возглавить ополчение и вести ратное дело, в котором тот был горазд от рождения. Дело это было особенно сложным потому, что в союзе с ополченцами выступали казаки – профессиональные военные части, атаманы которых так ненавидели Пожарского из-за его внезапно возникшей воинской славы, что за время, пока армия с боями подходила к Москве, дважды подсылали к нему наёмных убийц, действовавших с благословения князя Д.Т.Трубецкого. После изгнания поляков и освобождения Отечества, во время избрания царя на соборе 1613 года, некоторые поклонники предложили выбрать царём князя Пожарского, и, как выяснилось позднее, тем решили участь не только самого князя, но и всего его рода. Роду-то, естественно, при последующих царях оказывались формальные почести, и он входил в список привилегированных (по Соловьёву, 16 Высших и 15 Средних – Пожарские с Пушкиными входили в число Средних). Однако представители рода стали рассматриваться как соперники царя и претенденты на престол. Далее от возмущения не могу говорить и передаю слово Н.И.Костомарову:  «Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать… Через год после восшествия Михаила… царь показал ему немилость. Пожарский не хотел объявлять Борису Салтыкову боярство… Салтыков бил челом государю на Пожарского, что он его обесчестил своим отказом, и царь приказал выдать Пожарского Борису головою. Из этого видно, что царь не считал за Пожарским особых заслуг, которые бы выводили его из ряду других. В 1617 году Пожарский был отправлен в Калугу по просьбе жителей, где удачно отразил нападение поляков…Только по возвращении [из плена патриарха] Филарета в 1619 году Пожарский получил от царя несколько вотчин, да и то незначительных, тогда как Димитрий Тимофеевич Трубецкой, долгое время служивший ворам [NB название государственных преступников, напр. «Тушинский вор»], владел богатейшей областью Вагою…С осени 1641 года имя Пожарского нигде не упоминается. Погребён в суздальском Спасоефимиевском монастыре, где покоились и его предки.» (Н.И.Костомаров. «Господство дома Св.Владимира», гл. ХХХ). Дошло до того, что мы не знаем года смерти народного героя. Как известно из комментируемого стиха, и род его вскоре иссяк. В доказательство того, что у нас не принято пестовать и лелеять потомков Спасителей Отечества, сообщаю, что и Кузьма Минин (+1616) имел единственного сына, умершего в 1632 году бездетным. Возврат к тексту Пушкина на страницу Родословная моего героя

         10,VIII, 5. Фиглярин или Флюгарин – сатирическое прозвище (по звучанию стихи с таким именем становятся похожими на плевки), данное Пушкиным его литературному противнику, Фаддею Венедиктовичу Булгарину (1789–1859), в двух эпиграммах: I) Не то беда, что ты Поляк: \ Костюшко лях, Мицкевич лях. \ Пожалуй, будь ты хоть Татарин – \ И тут не вижу я вреда; \ Будь Жид – и это не беда. \ Беда, что ты Видок, Фиглярин! [Тадеуш Костюшко (1746–1817) – вождь Польского освободительного движения времён Трёх Разделов Польши (1772, 1793, 1795) и участник войны за независимость в Северной Америке (1775–1783); Адам Мицкевич (1798–1855) – великий литовско-польский поэт, одно время друг Пушкина; Жид – вежливое прозвище еврея во времена Пушкина;  Эжен Видок (1775–1857) – француз, знаменитый сыщик, начальник парижской полиции, автор мемуаров, где он с удовольствием описывает свой разврат, Булгарин же был агентом III отделения императорской канцелярии, соответствующего современному ФСБ, и женат на проститутке, а профессия сыщика во времена Пушкина не была такой почётной, как сейчас]. II) Не то беда, Авдей Флюгарин, \ Что родом ты не русский барин, \ Что на Парнасе ты – Цыган, \ Что в свете ты Видок Фиглярин, – \ Беда, что скучен твой роман. [Парнас – символ поэтической литературы, горный массив в Греции с Лошадиным источником, образовавшимся от удара копытом крылатого коня Пегаса, где поэты пригоршнями черпают вдохновение; Видок в этой эпиграмме из фамилии превращено в имя; Роман – «Иван Выжигин» (1829), Булгарин, однако, чувств поэта не разделял и написал ещё четыре тома «Пётр Иванович Выжигин» (1831)]. Фигляр по-польски как раз означает шут, так что здесь налицо нарочитый плеоназм. Возврат к тексту Пушкина на страницу Родословная моего героя

         10,VIII, 6; 10, IV, 9; 10, VIII, 1; 10, VIII, 11.Боярин (в старину – болярин, позднее – барин; множеств. число: бояре, баре) – вельможа. Этимология этого слова вызывает споры, однако большинство считает, что оно книжное и пришло на Русь от болгар вместе с алфавитом и письменностью. Похожие по звучанию и значению слова находят в мадьярском (bojar – герой), молдавском (boiar – знатный) и чешском (bujory – храбрец) языках. Не меньше споров и вокруг первоначального значения этого слова на Руси. Есть мнения, что оно обозначало первого предка в роду, либо определённое занятие, либо конкретно военное руководство. Не считают, что бояр можно отождествлять с княжескими дружинниками. Дружинник – тот, кто дружил с князем, а боярин вероятно тот, кто командовал его холопами,  – и это не одно и то же. Больше ясности в значении слова князь (этимологически производимого от германо-скандинавского «конунг» или «кёниг», т.е. сражающийся на коне, запряженном в «кон» - колесницу, что, вообще говоря, было привилегией царей; прочие конные верховые воины назывались рыцарями  (всадниками). В Средневековой Европе князь вошел в качестве звена в строгую иерархическую лестницу от барона через графа, герцога и короля к императору, которую в принципе мог пройти каждый. Но на Руси князем, т.е. верховным феодалом мог быть только прямой потомок Рюрика. Таким образом, боярин – не князь, но его ближайший помощник, командующий всеми остальными. В эпоху Ивана Грозного выслужившимся холопам стали давать участки земли – дворы – и появились дворяне, первоначально отличающиеся от бояр, владеющих отчинами или вотчинами – большими землями, доставшимися от отцов. В последующие века земельные участки постепенно сравнялись и все без разбору назывались «поместьями» (зàгородами), а барин стало означать землевладельца вообще. Возврат к тексту Пушкина на страницу Родословная моего героя

        10,VIII, 11. Tierstat – третье сословие (тьер-з-этá, франц. язык, напоминаю, что Пушкин R не грассировал, по крайней мере до ссылки). Термин, существовавший во Франции до революции 1789 года и отражавший средневековое построение государства, в котором были реализованы принципы, изложенные древнегреческим мыслителем Платоном. Население делилось на 3 сословия (по-латыни, господствовавшей в средневековой науке: 1) animatores, 2) bellatores и 3) praeparatores т.е.«одушевляющие», «воюющие» и «обслуживающие») – духовенство, воинство и крестьянство. Первые осуществляли связь с Богом (воспитывающие), вторые поддерживали порядок (охраняющие), третьи работали (воспитуемые). Когда в 1302 году французский король Филипп Красивый для решения вопроса о сборе налогов с населения создал специальный выборный орган Генеральные штаты, эта система была на пике своего развития, и депутаты избирались и голосовали строго по сословиям: ведь конечно каждое сословие лучше всего решит, сколько оно может без ущерба для себя платить государству. Генеральные штаты созывались в последний раз при Людовике XIII в 1614 году (год смерти великого художника Эль-Греко), и следующий период французской истории называют Абсолютной монархией. В мае 1789 года, под влиянием веяний Нового времени, Людовик XVI попытался вновь созвать Генеральные штаты, но придал им функции английского парламента, т.е. позволил решать и остальные государственные вопросы. Как выяснилось позднее, он этим подписал себе смертный приговор, хотя сам этого и не понял. Основной вопрос для депутатов был: как голосовать – по сословиям, или же объявить Liberté, égalité, fraternité ["Свобода, равенство, братство"]. Поняв всю абсурдность приравнивания короля к последнему бродяге, Людовик передал депутатам свою волю: разойтись по домам – они отказались. Он спросил: «что это за каприз?». Ему доложили: «Ваше величество, это не каприз, это бунт». 14 июля французы, вдохновлённые лозунгами третьего сословия, взяли Бастилию, выпустив на свободу маркиза де Сад – король сказал: «но это же бунт!». Ему доложили: «Нет, Ваше величество, это уже революция». И наконец в 1792 году tierstat, «кухаркины дети», убили короля.  Возврат к тексту Пушкина на страницу Родословная моего героя

            10, IX, 1–2. Многие поместья управлялись нанятыми для этой цели приказчиками.  Возврат к тексту Пушкина на страницу Родословная моего героя

         10, IX, 3. Ярем (или ярмо) - деревянная колодка, общий хомут, надеваемый на шеи паре волов, чтобы они вместе тянули один плуг. В переносном смысле - тяжелый, подневольный труд. Здесь имеется в виду, что светская жизнь, диктующая свои распорядки и жёсткие правила поведения – тяжелое, и к тому же бесполезное, ярмо. Мысль перекликается с грибоедовской («Горе от ума», последний акт, Репетилов): «Что бал, братец, где мы всю ночь [NB тёмная забота] до бела дня \ В приличьях скованы, не вырвемся из ига!» [Иго – сооружение из копий, под которыми в знак унижения заставляли проползать побеждённых древние кельты, в переносном смысле – иностранный гнёт: на балах ведь почти не говорили по-русски.] Возврат к тексту Пушкина на страницу Родословная моего героя

         10,IX, 9–10. Метафора – непосредственно в тереме трава расти не может, она растёт во дворе. Терем – верхняя (часто деревянная) часть жилого (в основном каменного) здания. Между прочим, если верить Далю, это слово неславянского происхождения и родственное понятию тюрьма. Возврат к тексту Пушкина на страницу Родословная моего героя

         10,IX, 11–12. Геральдика – изучение гербов, в частности символов дворянского рода. Лев изображался на гербах в качестве символа власти. Демо-кратия, по-гречески народо-властие, соответствует латинскому рекс-публика (царь–народ). 10, IX, 11–13. Стихи отсылают к содержанию басни И.А.Крылова «Лисица и Осёл»: «Отколе умная бредёшь ты голова? – \ Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. \ – Сейчас лишь ото Льва.\ Ну, кумушка, куды его девалась сила!  \ Бывало, зарычит – так стонет лес кругом, \ И я без памяти бегом,\ Куда глаза глядят от этого урода. \ А ныне, в старости, и дряхл, и хил,\ Совсем без сил, \ Валяется в пещере, как колода. Поверишь ли: в зверях \ Пропал к нему весь прежний страх,\ И поплатился он старинными долгами – \ Кто мимо Льва ни шёл, всяк вымещал ему \ По-своему: \ Кто зубом, кто рогами. \ – Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул? – \  Лиса Осла перерывает. \ – Вот на! – Осёл ей отвечает, \  А мне чего робеть? и я его лягнул: \ Пускай ослиные копыта знает! – \ Так души низкие: будь знатен, силен ты –  \ Не смеют на тебя поднять они и взгляды. \  Но упади лишь с высоты – \ От первых жди от них обиды и досады.

 Продолжение комментария на:

 

 

 

  

 

 

 

 

  

 


Конструктор сайтов - uCoz