ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
    РОМАН ПУШКИНА
    И О РОМАНАХ ПУШКИНА -
        ВСЁ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

              

V.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины -

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны;

Её тревожили приметы:

Таинственно ей всљ предметы

Провозглашали что-нибудь,

Предчувствия теснили грудь.

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльцо мыл -

То несомненный знак ей был,

Что едут гости. Вдруг увидя

Младой двурогий лик луны

На небе с левой стороны -

 

VI.

Она дрожала и бледнела.

Когда ж падучая звезда

По небу тёмному летела

И рассыпалася - тогда

В смятеньи Таня торопилась,

Пока звезда ещё катилась,

Желанье сердца ей шепнуть.

Когда случалось где-нибудь

Ей встретить чёрного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей -

Не зная, чтó начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она.


VII.

Что ж? Тайну прелесть находила

И в самом ужасе она:

Так нас природа сотворила -

К противоречию склонна.

Настали Святки - то-то радость!

Гадает ветреная Младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает Старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Всё потеряв невозвратимо -

И всё равно: надежда им

Лжёт детским лепетом своим.

 

VIII.

Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит -

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит.

Из блюда, полного водою,

Выходят кольца чередою...

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

Там мужички-то всё богаты,

Гребут лопатой серебро.

Кому поём - тому добро

И слава! Но сулит утраты

Сей песни жалостный напев;

Милей Кошурка сердцу дев.[3]


IX.

Морозна ночь. Всё небо ясно.

Светил небесных дивный хор

Течёт так тихо, так согласно...

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркало наводит, -

Но в тёмном зеркале одна

Дрожит печальная луна.

Чу!.. - Снег хрустит! - прохожий. Дева

К нему на цыпочках летит,

И голосок ея звучит

Нежней свирельного напева:

Как Ваше имя?”[4] - смотрит он,

И отвечает: Агафон.

 

X.

Татьяна, по совету няни,

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в банљ

На два прибора стол накрыть.

Но стало страшно вдруг Татьяне... -

И я: при мысли о Светлане

Мне стало страшно - так и быть:

C Татьяной нам не ворожить...

Татьяна поясок шелковый

Сняла, разделась и в постель

Легла. Над нею вьётся Лель,

А под подушкою пуховой

Девичье зеркало лежит.

Утихло всё. Татьяна спит...

 

 

            5, V, 1-2. Татьяна верила преданьям... - верил им и сам Пушкин. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            5, VII, 5. Святки - период от Рождества (25 декабря по старому стилю) до Крещения (6 января по старому стилю). О празднике Рождества и старом стиле см. примеч. к 4, XXI, 10; о празднике Крещения - примеч. к 5,IV,8.

Очень тепло и красиво пишет о Святочных обычаях И.П.Сахаров (“Песни русскаго народа”, СПб, 1838-39)  - его цитирует Лотман, при этом почтительно называя И.М.Снегиревым (на стр. 262 и др.). (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           5, VIII, 1-4. Здесь речь идет о керомантии - древнейшем виде гаданий на воске. Расплавленный горячий воск льют или капают в воду, где он застывает, а опытная гадалка истолковывает получившийся восковой узор.

 

 

 

 

 

[3]              Зовёт кот кошурку

               В печурку спать.

   Предвещание свадьбы; первая песня предрекает смерть.

                                                            (Примечание А. С. Пушкина)

            5, VIII, 5-14 и Примечание Пушкина №29 к этим стихам. …мужички... богаты,... кошурка... - В “Толковом словаре” у Даля сказано:  “вынимают поочередно из накрытого или из-под опрокинутого блюда подложенные туда вещи - кому вынется, тому сбудется. Женщинами при гадании поются подблюдные, святочные песни.”

            К сожалению, очень трудно восстановить музыкальную часть этого обряда применительно к эпохе Пушкина (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .), - мелодией святочного гадания мог быть русский гимн эпохи “Грозных Иоаннов”:

                    тем более, что в собрании Яна Прача, осуществленном в 1790 году и частично приписанного Львову в официальных изданиях, в частности, в издании Суворина 1896 года, эта песня как раз числится святочной. По Сахарову, оригинал стихов Пушкина:

У Спаса в Чигасах за Яузою, - Слава! -                    Да кому спели, тому добро, - Слава! -

Живут мужики богатые, - Слава! -                           Кому вынется, тому сбудется, - Слава! -

Гребут золото лопатами, - Слава! -                          Скоро сбудется, не минуется, - Слава

Чисто серебро лукошками, - Слава! -                      .     .     .     .     .     .     .     .     .     .      .   

Уж как кличет кот кошурку, - Слава! -

Ты поди, моя кошурка, в печурку спать, - Слава! -

У меня, у кота, есть скляница вина, - Слава! -

У меня, у кота, конец пирога, - Слава! -                              Да кому спели, тому добро, etc.

У меня, у кота, и постеля мягка, - Слава! -

(.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

            5, IX, 6. На месяц зеркало наводит - считалось, что таким образом можно увидеть в зеркале отражение будущего жениха; заклинали луну “показать суженого”.

 

[4] Таким образом узнают имя будущего жениха.                                (Примечание А. С. Пушкина).

            5, IX, 14. Агафон - смешно. Татьяны среди дворян еще встречались, а Агафоны - практически нет, о чем Пушкин предупредил нас в Примечании № 13 к 2, XXXVI, 1. Но почему-то никто не замечает, что нигде не сказано, что муж Татьяны, князь N, не зовется Агафоном или родственным по значению словом. Agafon по-гречески означает добрый, у Гомера это слово употребляется в значении храбрый, у аттических писателей - Платона, Ксенофонта, Демосфена и других - в значении благородный. Нет нужды доказывать, что муж Татьяны всеми этими качествами обладает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            5, X, 6. Светлана - героиня баллады В.А.Жуковского, см. примеч. по поводу эпиграфа к пятой главе. Для Светланы все ужасы начинаются, когда также накрыт стол на два прибора  -  правда, в светлице  (что перекликается с ее именем),  а не в бане, как у Татьяны. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

            5, X, 9-10. ...поясок шелковый сняла... - шелковый пояс оберегает от духов, как справедливо, хотя и несколько навязчиво, поясняет Лотман.

            5, X, 11. Лель - общеславянский бог любви. Обычно представляют себе античного Амура или Купидона, но это не совсем точно, т.к. Лель был покровителем мирных пастухов и, видимо, не умел стрелять. Не совсем похожа на Венеру и славянская Лада. Впрочем, сведения о Леле и Ладе весьма туманны и обрывочны. Б.А.Рыбаков упоминает святилище Лады и Лели в Сандомирских горах, причем считает Леля женщиной (Ладо - мать, Леля - дочь) и подозревает родство Лады с греческой Лето, тогда Леля получается Артемидой, а Афродита (Венера) - вообще не у дел (Б.А.Рыбаков “Язычество Древней Руси”, М., 1988, стр. 121 и 265). Двухтомник “Мифы народов мира”, 1994 года, энциклопедического издательства, и вовсе Ладу и Леля гордо игнорирует. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

            5, X, 12-13. ...под подушкой... ...зеркало - и подушка, и зеркало связаны с поверьями о темных духах и всякого рода чарах. Ведьмы дарят подушки с зашитыми в них амулетами, чтобы околдовать и напустить порчу. Подушку нельзя класть на стол под угрозой появления в доме покойника. О зеркалах я уже не говорю. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

Конструктор сайтов - uCoz