XI. И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идёт по снеговой поляне, Печальной мглой окружена. В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, тёмный и седой Поток, не скованный зимой. Две жёрдочки, склеённы льдиной - Дрожащий, гибельный мосток - Положены через поток, - И пред шумящею пучиной, Недоумения полна, Остановилася она.
XII. Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей, Не видит никого, кто руку С той стороны подал бы ей. Но вдруг сугроб зашевелился. И кто ж из-под него явился? - Большой, взъерошенный медведь! Татьяна: Ах! А он - реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул. Она, скрепясь, Дрожащей ручкой оперлась И боязливыми шагами Перебралась через ручей. Пошла - и что ж? - медведь за ней. XIII. Она, взглянуть назад не смея, Поспешный ускоряет шаг - Но от косматого лакея Не может убежать никак; Кряхтя, валит медведь несносный. Пред ними лес. Недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви всљ Клоками снега. Сквозь вершины Осин, берёз и лип нагих Сияет луч светил ночных. Дороги нет: кусты, стремнины Метелью всљ занесены - Глубоко в снег погружены.
XIV. Татьяна в лес; медведь за нею - Снег рыхлый по колено ей; То длинный сук её за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет силой, То в хрупком снеге с ножки милой Увязнет мокрый башмачок, То выронит она платок - Поднять ей некогда: боится, Медведя слышит за собой; И даже трепетной рукой Одежды край поднять стыдится. Она бежит, он всё вослед - И сил уже бежать ей нет. XV. Упала в снег; медведь проворно Её хватает и несёт. Она бесчувственно-покорна: Не шевелится, не дохнёт. Он мчит её лесной дорогой; Вдруг меж дерев - шалаш убогŶй; Кругом всё глушь - отвсюду он Пустынным снегом занесён, И ярко светится окошко, И в шалаше - и крик, и шум. Медведь промолвил: Здесь мой кум, Погрейся у него немножко. И в сени прямо он идёт И на порог её кладёт. |
5, XI, 1. Сон Татьяны - пророческий. Здесь все впоследствии сбудется. Единственно - в снах не везде выдерживается хронологический порядок, это нагромождение вещих элементов, фантасмагория образов. В следующих примечаниях попробуем истолковать некоторые из этих элементов и образов на основании сонника, т.е. книги, толкующей сны. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
5, XI, 3. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
5, XI, 8. Поток - по сонникам, бурный поток - к неудачам. Но ожидание помощи при переправе через мутную реку сонники трактуют как предвестник крушения планов и непредвиденные затруднения. Кроме того напрашивается вполне естественное логическое толкование этого водораздела, не ускользнувшее от внимания комментаторов: этот поток отделяет девичество Татьяны от замужества. Она сейчас, строго говоря, хочет на ту сторону - к Онегину. 5, XI, 9-14. Согласно сонникам, переправиться через реку - значит: достичь намеченной цели.
5, XII, 3-4. ...руку - выражение “отдать руку и сердце” идет от Древнеримского права, где рука (брак “cum mano”) была символом имущественных прав в браке.
5, XII, 7. Медведь - в сонниках медведь - серьезный враг, в святочных гаданиях упоминание медведя - к замужеству. По некоторым сонникам медведь - признак соперничества. Здесь медведь - это ее жених, враг ее мечты об Онегине и соперник Онегина. Кроме того, судя по 5, XII, 5-6, медведь вылез из берлоги, а берлога - это потеря.
5, XII, 9. ...с острыми когтями... - по соннику это колкости, сплетни, клевета - короче все, чем чреват “большой свет”.
5, XII, 11. ...ручкой оперлась - дала ему руку - но не сердце! 5, XII, 12. …боязливыми шагами - первыми шагами провинциала в столицах.
5, XIII, 1-4. По сонникам: убегать - к опасному путешествию, лакей означает: неприятности во время пира.
5, XIII, 5. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
5, XIII, 6-9. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
5, XIII, 9-11. По сонникам: осины - печали или зло от любимого человека, береза - осуществление твоего желания, когда это уже совсем не нужно, липы - семья; нагие деревья - старики, ночные светила - неожиданные встречи. Вместе с тем, красота леса - обещание будущей славы. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
5, XIV, 5. Златые серьги - Сонники считают: видеть во сне золото - к успеху и богатству, серьги - свадьба и признание в любви, вырванные или сломанные серьги - вред от сплетен. 5, XIV, 7. Башмачок - По соннику башмак - знакомство; в святочных же гаданиях (а сон Татьяны изобилует впечатлениями от гаданий) существует поверье, что если девушка, сняв с ноги башмачок, бросит его за ворота, он упадет, указывая носком в ту сторону, откуда ждать сватов. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .) 5, XIV, 8. Уронить во сне на землю платок - к неприятностям, потерять - к печали и беспокойству. Платок, кроме того, как и серьги - атрибут святочных гаданий.
5, XV, 5. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .). Мчаться вдвоем по дороге по соннику означает - создавать семью. 5, XV, 6. Шалаш - по одному соннику - к путешествию, по другому - к повышению статуса, по третьему - зависть к чужому счастью. Кроме того, здесь намек на пословицу “с милым - рай в шалаше”. Хижину сонники трактуют как жизнь в роскошном доме. 5, XV, 7. Глушь - окружение Татьяны глухо к человеческим чувствам. Этим грешат “большой свет”, Онегин, деревенское окружение. Сравни ее письмо, 76-78; 1, XXXVIII, 1; 7, XLVIII, 5,12 и многое другое.
5, XV, 9. И ярко светится окошко - Окно - к тоске и крушению надежд, свет в окне - богатство и скука (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
5, XV, 11. Мой кум - согласно 9, XX, 7, с характерной для нашего времени физической точки зрения, у князя N с Онегиным родство теснее: оно кровное. Кум - родство духовное: кумовьями называются крестные отец и мать (восприемники от купели при крещении) либо по отношению друг к другу, либо по отношению к кровным родителям (иногда и к кровным родственникам вообще). У христиан существует обычай окунать человека в воду (налитую в купель, т.е. место, где купают), это называется крестить. “Предтеча”, крестивший Самого Христа, в Евангелии называется Иоанн Креститель, а у славян - Иван Купала(. . . . . . . . . . . . . . . . . .) 5, XV, 12. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .) |