3, XVIII, 3. Очи – глаза (слав. яз.). Очки - глазки.
3, XVIII, 5. Ланиты – щеки (слав. яз.)
3, XVIII, 11-12. Соловей – без этой ночной птички, – лучшего певца России – в принципе, не обходится ни один роман. Но здесь он создает хронологическую проблему, совершенно ускользнувшую от внимания всех комментаторов «Онегина» – см. комментарий к 3, LI, 7-8.
3, XX, 9. Сваха – женщина, организующая браки; как профессия, это, м.б., и нечто бессмертное, но как тип русской бабы это, конечно, умерло вместе со старинным укладом жизни. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
[V] Кто-то спрашивал у старухи: по страсти ли, бабушка, вышла ты замуж. - По страсти, родимый, - отвечала она: приказчик и староста обещались меня до полусмерти прибить. - В старину свадьбы, как и суды, обыкновенно были пристрастны. (Примечание Пушкина)
Примечание Пушкина к 3, XX, 12, не вошедшее в основную редакцию. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
3, XXI, 9. Святая вода – вода, освященная в церкви специальным обрядом, имеющая благодатную силу и целебные качества, бережно сохраняемая в доме.
3, XXI, 12. Господь - первый звук этого слова произносится по-малороссийски, в виде придыхания или звонкого х, как в ряде европейских языков буква h. Так же точно - последний звук в слове Бог (“Бох”, род. и вин. падежи “Боhа”). Это совершенно официальная русская орфоэпия(. . . . . . . . . . . . . . . . . .). Слышать твердое г здесь так же невыносимо, как когда это произносят в междометии “Ага!”.
3, XXI, 14. ...крестила... - наложение на себя или собеседника креста - очень давняя христианская традиция, восходящая к апостольским временам. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)