5, V, 1-2. Татьяна верила преданьям... - верил им и сам Пушкин. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
5, VII, 5. Святки - период от Рождества (25 декабря по старому стилю) до Крещения (6 января по старому стилю). О празднике Рождества и старом стиле см. примеч. к 4, XXI, 10; о празднике Крещения - примеч. к 5,IV,8.
Очень тепло и красиво пишет о Святочных обычаях И.П.Сахаров (“Песни русскаго народа”, СПб, 1838-39) - его цитирует Лотман, при этом почтительно называя И.М.Снегиревым (на стр. 262 и др.). (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
5, VIII, 1-4. Здесь речь идет о керомантии - древнейшем виде гаданий на воске. Расплавленный горячий воск льют или капают в воду, где он застывает, а опытная гадалка истолковывает получившийся восковой узор.
[3] Зовёт кот кошурку
В печурку спать.
Предвещание свадьбы; первая песня предрекает смерть.
(Примечание А. С. Пушкина)
5, VIII, 5-14 и Примечание Пушкина №29 к этим стихам. …мужички... богаты,... кошурка... - В “Толковом словаре” у Даля сказано: “вынимают поочередно из накрытого или из-под опрокинутого блюда подложенные туда вещи - кому вынется, тому сбудется. Женщинами при гадании поются подблюдные, святочные песни.”
К сожалению, очень трудно восстановить музыкальную часть этого обряда применительно к эпохе Пушкина (. . . . . . . . . . . . . . . . . .), - мелодией святочного гадания мог быть русский гимн эпохи “Грозных Иоаннов”:
тем более, что в собрании Яна Прача, осуществленном в 1790 году и частично приписанного Львову в официальных изданиях, в частности, в издании Суворина 1896 года, эта песня как раз числится святочной. По Сахарову, оригинал стихов Пушкина:
У Спаса в Чигасах за Яузою, - Слава! - Да кому спели, тому добро, - Слава! -
Живут мужики богатые, - Слава! - Кому вынется, тому сбудется, - Слава! -
Гребут золото лопатами, - Слава! - Скоро сбудется, не минуется, - Слава
Чисто серебро лукошками, - Слава! - . . . . . . . . . . .
Уж как кличет кот кошурку, - Слава! -
Ты поди, моя кошурка, в печурку спать, - Слава! -
У меня, у кота, есть скляница вина, - Слава! -
У меня, у кота, конец пирога, - Слава! - Да кому спели, тому добро, etc.
У меня, у кота, и постеля мягка, - Слава! -
(. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
5, IX, 6. На месяц зеркало наводит - считалось, что таким образом можно увидеть в зеркале отражение будущего жениха; заклинали луну “показать суженого”.
[4] Таким образом узнают имя будущего жениха. (Примечание А. С. Пушкина).
5, IX, 14. Агафон - смешно. Татьяны среди дворян еще встречались, а Агафоны - практически нет, о чем Пушкин предупредил нас в Примечании № 13 к 2, XXXVI, 1. Но почему-то никто не замечает, что нигде не сказано, что муж Татьяны, князь N, не зовется Агафоном или родственным по значению словом. Agafon по-гречески означает добрый, у Гомера это слово употребляется в значении храбрый, у аттических писателей - Платона, Ксенофонта, Демосфена и других - в значении благородный. Нет нужды доказывать, что муж Татьяны всеми этими качествами обладает.
5, X, 6. Светлана - героиня баллады В.А.Жуковского, см. примеч. по поводу эпиграфа к пятой главе. Для Светланы все ужасы начинаются, когда также накрыт стол на два прибора - правда, в светлице (что перекликается с ее именем), а не в бане, как у Татьяны. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
5, X, 9-10. ...поясок шелковый сняла... - шелковый пояс оберегает от духов, как справедливо, хотя и несколько навязчиво, поясняет Лотман.
5, X, 11. Лель - общеславянский бог любви. Обычно представляют себе античного Амура или Купидона, но это не совсем точно, т.к. Лель был покровителем мирных пастухов и, видимо, не умел стрелять. Не совсем похожа на Венеру и славянская Лада. Впрочем, сведения о Леле и Ладе весьма туманны и обрывочны. Б.А.Рыбаков упоминает святилище Лады и Лели в Сандомирских горах, причем считает Леля женщиной (Ладо - мать, Леля - дочь) и подозревает родство Лады с греческой Лето, тогда Леля получается Артемидой, а Афродита (Венера) - вообще не у дел (Б.А.Рыбаков “Язычество Древней Руси”, М., 1988, стр. 121 и 265). Двухтомник “Мифы народов мира”, 1994 года, энциклопедического издательства, и вовсе Ладу и Леля гордо игнорирует. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
5, X, 12-13. ...под подушкой... ...зеркало - и подушка, и зеркало связаны с поверьями о темных духах и всякого рода чарах. Ведьмы дарят подушки с зашитыми в них амулетами, чтобы околдовать и напустить порчу. Подушку нельзя класть на стол под угрозой появления в доме покойника. О зеркалах я уже не говорю. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)