ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
    РОМАН ПУШКИНА
    И О РОМАНАХ ПУШКИНА -
        ВСЁ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

              

XI.

И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идёт по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена.

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, тёмный и седой

Поток, не скованный зимой.

Две жёрдочки, склеённы льдиной -

Дрожащий, гибельный мосток -

Положены через поток, -

И пред шумящею пучиной,

Недоумения полна,

Остановилася она.

 

XII.

Как на досадную разлуку,

Татьяна ропщет на ручей,

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей.

Но вдруг сугроб зашевелился.

И кто ж из-под него явился? -

Большой, взъерошенный медведь!

Татьяна: Ах! А он - реветь,

И лапу с острыми когтями

Ей протянул. Она, скрепясь,

Дрожащей ручкой оперлась

И боязливыми шагами

Перебралась через ручей.

Пошла - и что ж? - медведь за ней.


XIII.

Она, взглянуть назад не смея,

Поспешный ускоряет шаг -

Но от косматого лакея

Не может убежать никак;

Кряхтя, валит медведь несносный.

Пред ними лес. Недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви всљ

Клоками снега. Сквозь вершины

Осин, берёз и лип нагих

Сияет луч светил ночных.

Дороги нет: кусты, стремнины

Метелью всљ занесены -

Глубоко в снег погружены.

 

XIV.

Татьяна в лес; медведь за нею -

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук её за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой,

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок,

То выронит она платок -

Поднять ей некогда: боится,

Медведя слышит за собой;

И даже трепетной рукой

Одежды край поднять стыдится.

Она бежит, он всё вослед -

И сил уже бежать ей нет.


XV.

Упала в снег; медведь проворно

Её хватает и несёт.

Она бесчувственно-покорна:

Не шевелится, не дохнёт.

Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев - шалаш убогŶй;

Кругом всё глушь - отвсюду он

Пустынным снегом занесён,

И ярко светится окошко,

И в шалаше - и крик, и шум.

Медведь промолвил: Здесь мой кум,

Погрейся у него немножко.

И в сени прямо он идёт

И на порог её кладёт.

 

            5, XI, 1. Сон Татьяны - пророческий. Здесь все впоследствии сбудется. Единственно - в снах не везде выдерживается хронологический порядок, это нагромождение вещих элементов, фантасмагория образов. В следующих примечаниях попробуем истолковать некоторые из этих элементов и образов на основании сонника, т.е. книги, толкующей сны. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

            5, XI, 3. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

 

 

           5, XI, 8. Поток - по сонникам, бурный поток - к неудачам. Но ожидание помощи при переправе через мутную реку сонники трактуют как предвестник крушения планов и непредвиденные затруднения. Кроме того напрашивается вполне естественное логическое толкование этого водораздела, не ускользнувшее от внимания комментаторов: этот поток отделяет девичество Татьяны от замужества. Она сейчас, строго говоря, хочет на ту сторону - к Онегину.

            5, XI, 9-14. Согласно сонникам, переправиться через реку - значит: достичь намеченной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            5, XII, 3-4. ...руку - выражение “отдать руку и сердце” идет от Древнеримского права, где рука (брак “cum mano”) была символом имущественных прав в браке.

 

 

 

            5, XII, 7. Медведь - в сонниках медведь - серьезный враг, в святочных гаданиях упоминание медведя - к замужеству. По некоторым сонникам медведь - признак соперничества. Здесь медведь - это ее жених, враг ее мечты об Онегине и соперник Онегина. Кроме того, судя по 5, XII, 5-6, медведь вылез из берлоги, а берлога - это потеря.

 

 

           5, XII, 9. ...с острыми когтями... - по соннику это колкости, сплетни, клевета - короче все, чем чреват “большой свет”.

 

 

            5, XII, 11. ...ручкой оперлась - дала ему руку - но не сердце!

            5, XII, 12. …боязливыми шагами - первыми шагами провинциала в столицах.

 

 

 

 

 

 

 

            5, XIII, 1-4. По сонникам: убегать - к опасному путешествию, лакей означает: неприятности во время пира.

 

 

            5, XIII, 5. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

            5, XIII, 6-9. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

            5, XIII, 9-11. По сонникам: осины - печали или зло от любимого человека, береза - осуществление твоего желания, когда это уже совсем не нужно, липы - семья; нагие деревья - старики, ночные светила - неожиданные встречи. Вместе с тем, красота леса - обещание будущей славы. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            5, XIV, 5. Златые серьги - Сонники считают: видеть во сне золото - к успеху и богатству, серьги - свадьба и признание в любви, вырванные или сломанные серьги - вред от сплетен.

            5, XIV, 7. Башмачок - По соннику башмак - знакомство; в святочных же гаданиях (а сон Татьяны изобилует впечатлениями от гаданий) существует поверье, что если девушка, сняв с ноги башмачок, бросит его за ворота, он упадет, указывая носком в ту сторону, откуда ждать сватов. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

            5, XIV, 8. Уронить во сне на землю платок - к неприятностям, потерять - к печали и беспокойству. Платок, кроме того, как и серьги - атрибут святочных гаданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            5, XV, 5. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .). Мчаться вдвоем по дороге по соннику означает - создавать семью.

            5, XV, 6. Шалаш - по одному соннику - к путешествию, по другому - к повышению статуса, по третьему - зависть к чужому счастью. Кроме того, здесь намек на пословицу “с милым - рай в шалаше”. Хижину сонники трактуют как жизнь в роскошном доме.

           5, XV, 7. Глушь - окружение Татьяны глухо к человеческим чувствам. Этим грешат “большой свет”, Онегин, деревенское окружение. Сравни ее письмо, 76-78; 1, XXXVIII, 1; 7, XLVIII, 5,12 и многое другое.

 

 

            5, XV, 9. И ярко светится окошко - Окно - к тоске и крушению надежд, свет в окне - богатство и скука (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

            5, XV, 11. Мой кум - согласно 9, XX, 7, с характерной для нашего времени физической точки зрения, у князя N с Онегиным родство теснее: оно кровное. Кум - родство духовное: кумовьями называются крестные отец и мать (восприемники от купели при крещении) либо по отношению друг к другу, либо по отношению к кровным родителям (иногда и к кровным родственникам вообще). У христиан существует обычай окунать человека в воду (налитую в купель, т.е. место, где купают), это называется крестить. “Предтеча”, крестивший Самого Христа, в Евангелии называется Иоанн Креститель, а у славян - Иван Купала(.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

            5, XV, 12. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

Конструктор сайтов - uCoz