ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
    РОМАН ПУШКИНА
    И О РОМАНАХ ПУШКИНА -
        ВСЁ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

              

XVII.(XV)

Татьяна, милая Татьяна! -

С тобой теперь я слёзы лью:

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Погибнешь, милая, - но прежде

Ты в ослепительной надежде

Блаженство тёмное зовёшь,

Ты негу жизни узнаёшь,

Ты пьёшь волшебный яд желаний,

Тебя преследуют мечты,

Везде воображаешь ты

Приюты счастливых свиданий,

Везде, везде перед тобой

Твой искуситель роковой.

 

XVIII.(XVI)

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идёт она грустить -

И вдруг недвижны очи клонит,

И лень ей далее ступить;

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерлó в устах,

И в слухе шум, и блеск в очах...

Настанет ночь, луна обходит

Дозором дальный свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит -

Татьяна в темноте не спит

И тихо с няней говорит:


XIX.(XVII)

“Не спится, няня, здесь так душно,

Открой окно, да сядь ко мне.”

- “Что, Таня, что с тобой?” - “Мне скучно.

Поговорим о старине.”

- “О чём же, Таня? Я, бывало,

Хранила в памяти немало

Старинных былей, небылиц -

Про злых духóв и про девиц,

А ныне всё мне тёмно, Таня:

Что знала, то забыла... Да,

Пришла худая череда -

Зашибло!” - “Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?”

 

XX.(XVIII)

“И полно, Таня! - в эти лета

Мы не слыхали про любовь!

А то бы согнала со света

Меня покойница-свекровь…”

- “Да как же ты венчалась, няня?!”

- “Так, видно, Бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет...

Недели две ходила сваха

К моей родне - и наконец

Благословил меня отец;

Я горько плакала со страха... [V]

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели,


XXI.(XIX)

И вот ввели в семью чужую...

Да ты не слушаешь меня.”

- “Ах, няня, няня, я тоскую!

Мне тошно, милая моя,

Я плакать, я рыдать готова!”

- “Дитя моё, ты нездорова,

Господь помилуй и спаси!

Чего ты хочешь, попроси…

Дай, окроплю святой водою...

Ты вся горишь!” - “Я не больна.

Я… знаешь, няня... влюблена!”

- “Дитя моё, Господь с тобою!” -

И няня девушку с мольбой

Крестила дряхлою рукой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3, XVIII, 3. Очи – глаза (слав. яз.). Очки - глазки.

            3, XVIII, 5. Ланиты – щеки (слав. яз.)

 

 

 

 

 

 

        3, XVIII, 11-12. Соловей – без этой ночной птички, – лучшего певца России – в принципе, не обходится ни один роман. Но здесь он создает хронологическую проблему, совершенно ускользнувшую от внимания всех комментаторов «Онегина» – см. комментарий к 3, LI, 7-8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3, XX, 9. Сваха – женщина, организующая браки; как профессия, это, м.б., и нечто бессмертное, но как тип русской бабы это, конечно, умерло вместе со старинным укладом  жизни.   (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

[V]  Кто-то спрашивал у старухи: по страсти ли, бабушка, вышла ты замуж. - По страсти, родимый, - отвечала она: приказчик и староста обещались меня до полусмерти прибить. - В старину свадьбы, как и суды, обыкновенно были пристрастны.      (Примечание Пушкина)

            Примечание Пушкина к 3, XX, 12, не вошедшее в основную редакцию. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3, XXI, 9. Святая вода – вода, освященная в церкви специальным обрядом, имеющая благодатную силу и целебные качества, бережно сохраняемая в доме.

            3, XXI, 12. Господь - первый звук этого слова произносится по-малороссийски, в виде придыхания или звонкого х, как в ряде европейских языков буква h. Так же точно - последний звук в слове Бог (“Бох”, род. и вин. падежи “Боhа”). Это совершенно официальная русская орфоэпия(.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .). Слышать твердое г здесь так же невыносимо, как когда это произносят в междометии “Ага!”.

            3, XXI, 14. ...крестила... - наложение на себя или собеседника креста - очень давняя христианская традиция, восходящая к апостольским временам. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

Конструктор сайтов - uCoz