ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
    РОМАН ПУШКИНА
    И О РОМАНАХ ПУШКИНА -
        ВСЁ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

              

XXI.(XX)

Хм! хм! Читатель благородный,

Здорова ль Ваша вся родня?

Позвольте, может быть угодно

Теперь узнать вам от меня,

Что значит именно родные?

Родные люди - вот какие:

Мы их обязаны ласкать,

Любить, душевно уважать

И, по обычаю народа,

О Рождестве их навещать

Или по почте поздравлять, -

Чтоб остальное время года

Не думали о нас они.

Итак, дай Бог им долги дни!

 

XXII.(XXI)

Зато любовь красавиц нежных

Надёжней дружбы и родства -

Над нею и средь бурь мятежных

Вы сохраняете права.

Конечно так. Но вихорь моды,

Но своенравие природы,

Но мненья светского поток...

А милый пол, как пух, легок.

К тому ж и мнения супруга

Для добродетельной жены

Всегда почтенны быть должны;

Так ваша верная подруга

Бывает вмиг увлечена -

Любовью шутит сатана...


XXIII.(XXII)

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто всљ дела, всљ речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш - не беда?

Кто не наскучит никогда?

Призрака суетный искатель,

Трудов напрасно не губя,

Любите самого себя,

Достопочтенный мой читатель!

Предмет достойный - ничего

Любезней, верно, нет его.

 

XXIV.(XXIII)

Что было следствием свиданья? -

Увы! - не трудно угадать:

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Младой души, печали жадной.

Нет: пуще страстью безотрадной

Татьяна бедная горит -

Ея постели сон бежит.

Здоровье, жизни цвет и сладость,

Улыбка, девственный покой -

Пропало всё, что звук пустой.

И меркнет милой Тани младость -

Так одевает бури тень

Едва рождающийся день.


XXV.(XXIV)

Увы! - Татьяна увядает,

Бледнеет, гаснет и молчит;

Ничто её не занимает,

Ея души не шевелит.

Качая важно головою,

Соседи шепчут меж собою:

“Пора, пора бы замуж ей!”...

Мать то же мыслит - у друзей

Тихонько требует совета.

Друзья советуют: зимой

В Москву подняться всей семьёй -

Авось в толпе большого света

Татьяне сыщется жених

Милей иль счастливей других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             4, XXI, 10. Рождество - праздник, посвященный рождению младенца Иисуса в Вифлееме две тысячи лет назад. Поскольку о дате Его рождения в Священном Писании сведений нет, ее празднуют символически 25 декабря, когда заканчивается зимнее солнцестояние, и свет и день начинают набирать силу. В Православной церкви принят Юлианский календарь, по которому 25 декабря наступает в XIX веке на 12, а в XX веке - на 13 суток позднее, чем в принятом сейчас в качестве гражданского Григорианском календаре. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               4, XXII, 14. Сатана, (евр. от арамейского, правда, у арабов шайтан, поэтому за точность транскрипции первого звука ручаться нельзя); в переводе означает “противник на суде”, “спорщик”, “противоречащий” с оттенком “наушник, подстрекатель, клеветник”, перевод на греческий: diabolos, дьявол. Отождествляется со змеем из Быт.,3. В Новом Завете образу сатаны не придается большого значения, подчеркивается лишь, что он терпит поражение от Бога (Мф,4,1-11; Лк,4,1-13). (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

               4, XXIII, 4. Аршин (в данном случае, в составе поговорки, смысл фигуральный) - мера длины в России до перехода на метрическую систему. Равен 16 вершкам, в метрических единицах длина аршина - 71,12 см. В частности, матерчатым или веревочным аршином обмерял заказчика портной, говорили: “каждый своим аршином меряет”, - намек на воровство.

Конструктор сайтов - uCoz