XXXVI.(XXXII) Но тише!.. Слышишь? Критик строгий Повелевает сбросить нам Элегии венок убогий И нашей братье, рифмачам, Кричит: “Да перестаньте плакать И всё одно и то же квакать - Жалеть о прежнем, о былом. Довольно! - пойте о другом.” - Ты прав, и верно нам укажешь Трубу, личину и кинжал, И мыслей мёртвый капитал Отвсюду воскресить прикажешь, Не так ли, друг? - Ничуть. Куда! - “Пишите оды, господа,
XXXVII.(XXXIII) “Как их писали в мощны годы, Как было встарь заведено.” - Однљ торжественные оды? И, полно, друг: не всё ль равно? Припомни, что сказал сатирик! Чужого толка хитрый лирик Ужели для тебя сносней Унылых наших рифмачей? - “Но всё в элегии ничтожно, Пустая цель ея жалка - Меж тем, цель оды высока И благородна…” - Тут бы можно Поспорить нам, но я молчу: Два века ссорить не хочу. XXXVIII.(XXXIV) Поклонник славы и свободы, В волненьи бурных дум своих Владимир и писал бы оды - Да Ольга не читала их. Случалось ли поэтам слезным Читать в глаза своим любезным Свои творенья? Говорят, Что в мiрљ выше нет наград - И впрямь, блажен любовник скромный, Читающий мечты свои Предмету песен и любви - Красавице приятно-томной. Блажен... Хоть, может быть, она Совсем иным развлечена.
XXXIX.(XXXV) Но я плоды моих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой нянљ, Подруге юности моей, - Да после скучного обеда Ко мне забредшего соседа Поймав нежданно за полу, Душу трагедией в углу. Или (но это - кроме шуток) Тоской и рифмами томим, Бродя над озером моим, Пугаю стадо диких уток: Вняв пенью сладкозвучных строф, Онљ слетают с берегов. XL.(XXXVI) Уж их далече взор мой ищет, А лесом кравшийся стрелок Поэзию клянёт и свищет, Спуская бережно курок. - У всякого своя охота, Своя любимая забота: Кто целит в уток из ружья, Кто бредит рифмами, как я, Кто бьёт хлопушкой мух нахальных, Кто правит в замыслах толпой, Кто забавляется войной, Кто в чувствах нежится печальных, Кто занимается вином - И благо смешано со злом, |
4, XXXVI, 1. Критик строгий - Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846) - поэт, участник событий на Сенатской площади 14/XII 1825 г., лицейский друг Пушкина; (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)в собраниях сочинений последнего(. . . . . . . . . . . . . . . . . .) можно найти наброски статьи, начинающейся словами “Статья «О направлении нашей поэзии...»...”, которую Пушкин, видимо, готовил в ответ на публикации Кюхельбекера “О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие” (“Мнемозина”, 1824, ч. II) и “Разговор с Ф.В.Булгариным” (там же, ч. III). Цитата из первой статьи - “чувство уныния поглотило все прочие” - приводится в предисловии к изданию I главы “Онегина” в 1825 году (см. выше примеч. к Посвящению 1825 года, предисловию и названию).
4, XXXVI, 10. Труба, личина и кинжал - символы трагедии, комедии и сатиры, (. . . . . . . . . . . . . . . . . .) идею отделить в заметке Пушкина “Статья «О направлении нашей поэзии...»...” драматические жанры от лирических впервые встречаем у Бродского 4, XXXVI, 11-12. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .) 4, XXXVI, 14; XXXVII, 3; XXXVII, 11; XXXVIII, 3. Ода - песнь (древнегреческий язык), пљснь. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
4, XXXVII, 6. “Чужой толк” - сатира Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837), 1795 года сочинения. Хитрый лирик (т.е. хитроумный, обладающий филигранной техникой, но, по-нашему, “халтурщик”) - персонаж этой сатиры, сочинитель од, с которым полемизирует другой персонаж, критик Аристарх (назойливый литературный спорщик и моралист).
4, XXXIX, 8. А.Н.Вульф (однокашник Языкова по Дерптскому университету и сосед Пушкина (. . . . . . . . . . . . . . . . . .) похваляется в своем дневнике, что это именно ему Пушкин в этой строфе читает “Бориса Годунова”. |