LI.(XLVII) Огонь потух; едва золою Подёрнут уголь золотой; Едва заметною струёю Виётся пар, и теплотой Камин чуть дышит. Дым из трубок В трубу уходит. Светлый кубок Ещё шипит среди стола. Вечерняя находит мгла... Люблю я дружеские враки И дружеский бокал вина Порою той, что названа Пора меж волка и собаки, А почему - не вижу я. Теперь беседуют друзья:
LII.(XLVIII) - “Ну, что соседки, что Татьяна? Что Ольга резвая твоя?” - “Налей ещё мне полстакана. Довольно, милый. Вся семья Здорова. Кланяться велели... Ах, милый, как похорошели У Ольги плечи, что за грудь! Что за душа! - когда-нибудь Заедем к ним - ты их обяжешь. А то, мой друг, суди ты сам: Два раза заглянул - а там Уж к ним и носу не покажешь... Да вот... Какой же я болван! - Ты к ним на той неделе зван.” LIII.(XLIX) - “Я?” - “Да, Татьяны именины: В субботу Оленька и мать Велели звать, и нет причины Тебе на зов не приезжать.” - “Но куча будет там народу И всякого такого сброду...” - “И! - никого, уверен я. Кто будет там? Своя семья; Поедем, сделай одолженье! Ну, что ж?” - “Согласен.” - “Как ты мил!” - При сих словах он осушил Стакан - соседке приношенье. Потом разговорился вновь Про Ольгу - такова любовь!..
LIV.(L) Он весел был: чрез две недели Назначен был счастливый срок - И тайна брачныя постели, И сладостной любви венок Его восторгов ожидали. Гимена хлопоты, печали, Зевоты хладная чреда - Ему не снились никогда; Меж тем, как мы, враги Гимена, В домашней жизни зрим один Ряд утомительных картин, - Роман во вкусе Лафонтена...[4] - Мой бедный Ленский! - сердцем он Для оной жизни был рождён. LV.(LI) Он был любим: по крайней мере Так думал он - и был счастлив. Стократ блажен, кто предан вере, Кто, хладный ум угомонив, Покоится в сердечной неге, Как пьяный путник на ночлеге, Или, нежней, как мотылёк, В весенний впившийся цветок! Но жалок тот, кто всё предвидит, Чья не кружится голова, Кто всљ движенья, всљ слова В их переводе ненавидит, Чьё сердце опыт остудил И забываться запретил.
|
4, LI, 5. Камин - обогревательный очаг, одна стенка которого открыта в комнату; обычно из комнаты он и растапливается. …дым из трубок - вероятно Онегин не был заядлым курильщиком, а курил от случая к случаю, “за компанию”. Лотман пишет: “Трубка была предметом угощения”. Сравни примеч. к 1, XXIV, 1. 4, LI, 6. Кубок - в наброске статьи, начинающемся словами “Ниши критики долго оставляли меня в покое”, Пушкин называет этот кубок “стаканом”: “Разбор..., напечатанный в «Атенее» удивил меня хорошим тоном, хорошим слогом и странностию привязок. Самые обыкновенные риторические фигуры и тропы останавливали критика: можно ли сказать стакан шипит вместо вино шипит в стакане? камин дышит вместо пар идет из камина?” У древнего сосуда, называемого кубок, основной признак - сосуд расширяется снизу вверх, и при этом не обязательно наличие ножки (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
4, LI, 12. ...меж волка и собаки, entre chien et loup - французское выражение, означающее сумерки, “ни день, ни ночь”.
4, LII, 11. Два раза заглянул - Не следует слова Ленского понимать буквально, т. е. не следует считать, подобно Набокову, что Онегин приезжал к Лариным всего 3 раза (с целью знакомства в 3 главе, для нравоучения в 4, на именины в 5). “Зашел пару раз” - мы говорим, не всегда имея в виду только 2 посещения и не больше. В этом контексте «два раза» может означать «раза два» - явную литоту.
4, LIII, 1. Именины, тезоименитство - праздник в честь Святого небесного покровителя. Христиане дают ребенку имя (православные - одно, католики - несколько имен) какого-либо деятеля из Священной истории, это имя ребенка освящается обрядом крещения (см. примеч. к 5, XV, 11), и соответствующий исторический деятель считается небесным защитником ребенка. День, который церковь посвятила памяти данного небесного покровителя, является днем именин. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .) 4, LIII, 1-2. В субботу. - В каноническом тексте перед “в субботу” нет знака препинания, а после - стоит точка. Т.е. получается, что Пушкин предполагал именины Татьяны именно в субботу. Но это полностью отвергает хронологию всех комментаторов канонического текста, т.к. далее мы покажем, что в этом случае роман не может закончиться до декабря 1825 года. Видимо, Пушкин сам опасался, что это может обнаружиться, потому что в черновиках и даже в одной беловой рукописи встречается правка: “Чуть не забыл - в Четверг ты зван” и “Ты зван в Четверг на именины”. Вопрос о праздновании именин Татьяны заслуживает того, чтобы на нем задержаться. Итак, в каноническом тексте это – Суббота, в черновиках – Четверг. Оставим без комментариев весьма на наш взгляд ненадёжные сведения историков метеорологии о состоянии погоды в тот год (5, I, 1-2) (. . . . . . . . . . . . . . . . . .). А для любителей математики приведём сведения о том, на какие дни недели приходился в разные годы Татьянин день:
(обращает на себя внимание опечатка у Набокова, где на стр. 392 числится Среда вместо Субботы). Но мы считаем, что, без особого противоречия с текстом Пушкина, это мог быть абсолютно любой день недели: гостей позвали в ближайшую за именинами субботу, чтобы, переночевав, в Воскресенье – день неприсутственный (со времён первого византийского императора Константина Великого) и не занятый хозяйственными делами – они отдыхали в имении Лариных. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .). Цель организации Лариными, сравнительно бедными хозяевами, «огромного пира» по поводу Татьянина дня – собрать как можно больше холостяков, т.е. потенциальных женихов Татьяны, свадьба которой становится главной семейной заботой в свете предстоящего замужества младшей сестры (смотри 4, LIV, 1-2.)
4, LIV, 1-2. Свадьбу Ольги “спонсирует” богатый Ленский, и к ней подготовка не столь хитра, как вопрос о замужестве Татьяны, которая старше Оли(. . . . . . . . . . . . . . . . . .). Ларины не хотят “ударить лицом в грязь” (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
4, LIV, 6 и 9. Гимен или Гименей - у древних греков: бог свадеб и брака.
[4] Август Лафонтен, автор множества семейственных романов. (Примечание А. С. Пушкина) 4, LIV, 12 и Примечание Пушкина №26. Август Лафонтен - о нем не можем сказать больше, чем сказано в примечании Пушкина, кроме разве годов жизни - (1758-1831). Набоков знает больше, (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)рискнем адресовать вас к его Комментарию (стр. 392-393).
4, LV, 12. (. . . . . . . . . . . . . . . . . .) |