ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
    РОМАН ПУШКИНА
    И О РОМАНАХ ПУШКИНА -
        ВСЁ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

              

LI.(XLVII)

Огонь потух; едва золою

Подёрнут уголь золотой;

Едва заметною струёю

Виётся пар, и теплотой

Камин чуть дышит. Дым из трубок

В трубу уходит. Светлый кубок

Ещё шипит среди стола.

Вечерняя находит мгла...

Люблю я дружеские враки

И дружеский бокал вина

Порою той, что названа

Пора меж волка и собаки,

А почему - не вижу я.

Теперь беседуют друзья:

 

LII.(XLVIII)

- “Ну, что соседки, что Татьяна?

Что Ольга резвая твоя?”

- “Налей ещё мне полстакана.

Довольно, милый. Вся семья

Здорова. Кланяться велели...

Ах, милый, как похорошели

У Ольги плечи, что за грудь!

Что за душа! - когда-нибудь

Заедем к ним - ты их обяжешь.

А то, мой друг, суди ты сам:

Два раза заглянул - а там

Уж к ним и носу не покажешь...

Да вот... Какой же я болван! -

Ты к ним на той неделе зван.”


LIII.(XLIX)

- “Я?” - “Да, Татьяны именины:

В субботу Оленька и мать

Велели звать, и нет причины

Тебе на зов не приезжать.”

- “Но куча будет там народу

И всякого такого сброду...”

- “И! - никого, уверен я.

Кто будет там? Своя семья;

Поедем, сделай одолженье!

Ну, что ж?” - “Согласен.” - “Как ты мил!” -

При сих словах он осушил

Стакан - соседке приношенье.

Потом разговорился вновь

Про Ольгу - такова любовь!..

 

LIV.(L)

Он весел был: чрез две недели

Назначен был счастливый срок -

И тайна брачныя постели,

И сладостной любви венок

Его восторгов ожидали.

Гимена хлопоты, печали,

Зевоты хладная чреда -

Ему не снились никогда;

Меж тем, как мы, враги Гимена,

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин, -

Роман во вкусе Лафонтена...[4] -

Мой бедный Ленский! - сердцем он

Для оной жизни был рождён.


LV.(LI)

Он был любим: по крайней мере

Так думал он - и был счастлив.

Стократ блажен, кто предан вере,

Кто, хладный ум угомонив,

Покоится в сердечной неге,

Как пьяный путник на ночлеге,

Или, нежней, как мотылёк,

В весенний впившийся цветок!

Но жалок тот, кто всё предвидит,

Чья не кружится голова,

Кто всљ движенья, всљ слова

В их переводе ненавидит,

Чьё сердце опыт остудил

И забываться запретил.

 

 

 

 

 

 

             4, LI, 5. Камин - обогревательный очаг, одна стенка которого открыта в комнату; обычно из комнаты он и растапливается.

               …дым из трубок - вероятно Онегин не был заядлым курильщиком, а курил от случая к случаю, “за компанию”. Лотман пишет: “Трубка была предметом угощения”. Сравни примеч. к 1, XXIV, 1.

               4, LI, 6. Кубок - в наброске статьи, начинающемся словами “Ниши критики долго оставляли меня в покое”, Пушкин называет этот кубок “стаканом”: “Разбор..., напечатанный в «Атенее» удивил меня хорошим тоном, хорошим слогом и странностию привязок. Самые обыкновенные риторические фигуры и тропы останавливали критика: можно ли сказать стакан шипит вместо вино шипит в стакане? камин дышит вместо пар идет из камина?” У древнего сосуда, называемого кубок, основной признак - сосуд расширяется снизу вверх, и при этом не обязательно наличие ножки  (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

               4, LI, 12. ...меж волка и собаки, entre chien et loup - французское выражение, означающее сумерки, ни день, ни ночь”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               4, LII, 11. Два раза заглянул - Не следует слова Ленского понимать буквально,  т. е.  не следует  считать,  подобно Набокову,  что Онегин  приезжал  к Лариным всего 3 раза (с целью знакомства в 3 главе, для нравоучения в 4,  на именины в 5). “Зашел пару раз” - мы говорим, не всегда имея в виду только 2 посещения и не больше. В этом контексте «два раза» может означать «раза два» - явную литоту.

 

              4, LIII, 1. Именины, тезоименитство - праздник в честь Святого небесного покровителя. Христиане дают ребенку имя (православные - одно, католики - несколько имен) какого-либо деятеля из Священной истории, это имя ребенка освящается обрядом крещения (см. примеч. к 5, XV, 11), и соответствующий исторический деятель считается небесным защитником ребенка. День, который церковь посвятила памяти данного небесного покровителя, является днем именин. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

               4, LIII, 1-2. В субботу. - В каноническом тексте перед “в субботу” нет знака препинания, а после - стоит точка. Т.е. получается, что Пушкин предполагал именины Татьяны именно в субботу. Но это полностью отвергает хронологию всех комментаторов канонического текста, т.к. далее мы покажем, что в этом случае роман не может закончиться до декабря 1825 года. Видимо, Пушкин сам опасался, что это может обнаружиться, потому что в черновиках и даже в одной беловой рукописи встречается правка: “Чуть не забыл - в Четверг ты зван” и “Ты зван в Четверг на именины”. Вопрос о праздновании именин Татьяны заслуживает того, чтобы на нем задержаться. Итак, в каноническом тексте это – Суббота, в черновиках – Четверг. Оставим без комментариев весьма на наш взгляд ненадёжные сведения историков метеорологии о состоянии погоды в тот год (5, I, 1-2) (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .). А для любителей математики приведём сведения о том,  на какие дни недели приходился в разные годы Татьянин день:

Дни недели

годы

Воскресенье

1813

1819

 

Понедельник

1814

1820

1825

Вторник

1815

 

1826

Среда

1816

1821

1827

Четверг

 

1822

1828

Пятница

1817

1823

 

Суббота

 1818

1824

1829

(обращает на себя внимание опечатка у Набокова, где на стр. 392 числится Среда вместо Субботы). Но мы считаем, что, без особого противоречия с текстом Пушкина, это мог быть абсолютно любой день недели: гостей позвали в ближайшую за именинами субботу, чтобы, переночевав, в Воскресенье – день неприсутственный (со времён первого византийского императора Константина Великого) и не занятый хозяйственными делами – они отдыхали в имении Лариных. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .). Цель организации   Лариными,    сравнительно  бедными  хозяевами,    «огромного пира»   по  поводу  Татьянина дня – собрать как можно больше холостяков, т.е. потенциальных женихов Татьяны, свадьба  которой  становится   главной  семейной  заботой   в  свете   предстоящего   замужества младшей сестры (смотри 4, LIV, 1-2.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               4, LIV, 1-2. Свадьбу Ольги “спонсирует” богатый Ленский, и к ней подготовка не столь хитра, как вопрос о замужестве Татьяны, которая старше Оли(.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .). Ларины не хотят “ударить лицом в грязь” (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

               4, LIV, 6 и 9. Гимен или Гименей - у древних греков: бог свадеб и брака.

 

 

 

 

 

[4] Август Лафонтен, автор множества семейственных романов.

                                                     (Примечание  А. С. Пушкина)

               4, LIV, 12 и Примечание Пушкина №26. Август Лафонтен - о нем не можем сказать больше, чем сказано в примечании Пушкина, кроме разве годов жизни - (1758-1831). Набоков знает больше, (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)рискнем адресовать вас к его Комментарию (стр. 392-393).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              4, LV, 12. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

Конструктор сайтов - uCoz