XXXI.(XXX) “Теперь сходитесь!” - Хладнокровно, Ещё не целя, два врага Походкой твёрдой, тихо, ровно Четыре перешли шага - Четыре смертные ступени; Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первый тихо подымать. Вот пять шагов ещё ступили - И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить, но как раз Онегин выстрелил. Пробили Часы урочные: поэт Роняет, молча, пистолет,
XXXII.(XXXI) На грудь кладёт тихонько руку И падает. Туманный взор Изображает смерть - не муку. Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая... Мгновенным холодом облит, Онегин к юноше спешит, Глядит, зовёт его – напрасно: Его уж нет! – младой певец Нашёл безвременный конец. Дохнула буря – цвет прекрасный Увял на утренней заре; Потух огонь на алтаре!.. XXXIII.(XXXII) Недвижим он лежал, и странен Был томный мир его чела. Под грудь он был навылет ранен, Дымясь, из раны кровь текла... Тому назад одно мгновенье В сем сердце билось вдохновенье, Вражда, надежда и любовь, Играла жизнь, кипела кровь. Теперь, как в доме опустелом, Всё в нём и тихо, и темно; Замолкло навсегда оно. Закрыты ставни, окны мелом Забелены, хозяйки нет. – А где – Бог весть! – пропал и след...
XXXIV.(XXXIII) Приятно дерзкой эпиграмой Взбесить оплошного врага; Приятно зреть, как он, упрямо Склонив бодливые рога, Невольно в зеркало глядится И узнавать себя стыдится; Приятней, если он, друзья, Завоет сдуру: “Это я!” Ещё приятнее в молчаньи Ему готовить честный гроб И тихо целить в бледный лоб На благородном расстояньи – Но отослать его к отцам Едва ль приятно будет вам. XXXV.(XXXIV) Что ж, если вашим пистолетом Сражён приятель молодой, Нескромным взглядом иль ответом, Или безделицей иной Вас оскорбивший за бутылкой – Иль даже сам в досаде пылкой Вас гордо вызвавший на бой! Скажите, вашею душой Какое чувство овладеет, Когда, недвижим, на земле Пред вами с смертью на челе Он постепенно костенеет? Когда он глух и молчалив На ваш отчаянный призыв?.. |
6, XXXI-XXXII и XXXIII, 1-3. Технические подробности дуэли. Онегин не хотел убивать Ленского и в принципе не стрелял на поражение. Но дуэль организовал Зарецкий, человек кровожадный, и можно думать, что условия предполагали возобновление дуэли, если первые выстрелы будут безрезультатными. Что в таких случаях понимали под «результатом», ясно – это состояние, когда один из противников не может продолжать дуэль. В этих условиях у Онегина мог быть единственный разумный план: выбить пистолет у Ленского, слегка повредив руку, которая его держит.(. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
6, XXXII, 14. Алтарь, altaria – возвышение, жертвенник (латинский яз.), место, где приносят жертву богам, здесь употреблено в значении: священное место вообще, такое, как святая святых еврейской скинии или алтарь православного храма. Обычай возжигать огонь на алтарях вероятно самый древний, идет от поддержания очага у первобытных народов и сохраняется по сей день в виде “вечного огня” у разного рода монументов и памятных знаков. <Комм. с дополнением С.А.Ивлева.> (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
6, XXXIII, 3. ...навылет... - подтверждает нашу гипотезу, изложенную в примеч. к 6, XXXI-XXXII и XXXIII, 1-3, (. . . . . . . . . . . . . . . . . .)
6, XXXIV, 1. Эпиграмма, epigramma - по-гречески: подпись, надпись на памятнике - краткая насмешка в стихотворной форме. |