ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
    РОМАН ПУШКИНА
    И О РОМАНАХ ПУШКИНА -
        ВСЁ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

              

XXXIV.(XXXIII)

Когда благому просвещенью

Отдвинем более границ,

Со временем (по расчисленью

Философических таблиц -

Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут,

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведёт крещёный мiръ

На каждой станции трактир.

 

XXXV.(XXXIV)

Теперь у нас дороги плохи[2]:

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактира нет; в избе холодной,

Высокопарный, но голодный,

Для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит,

Меж тем, как сельские циклопы

Перед медлительным огнём

Российским лечат молотком      

Изделье лёгкое Европы,

Благословляя колеи

И рвы отеческой земли.


XXXVI.(XXXV)

Зато зимы порой холодной

Езда приятна и легка.

Как стих без мысли в песне модной,

Дорога зимняя гладка.

Автомедоны наши бойки,

Неутомимы наши тройки,

И вёрсты, теша праздный взор,

В глазах мелькают, как забор...[3]

К несчастью, Ларина тащилась,

Боясь прогонов дорогих,

Не на почтовых, на своих,

И наша дева насладилась

Дорожной скукою вполне:

Семь суток ехали онљ.

 

XXXVII.(XXXVI)

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!


XXXVIII.(XXXVII)

Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар -

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он.

 

 

              7, XXXIV, 1. Просвещенье - служить людям, передавая им свет знаний - особое духовное движение в Европе XVII-XVIII веков. Начинается оно в Англии (философы Гоббс, Локк, литераторы Свифт, Дефо и т.д.), приводит к революции 1649 года, затем перекочевывает во Францию, где рождаются два поколения “просветителей” (старшие - Вольтер, Монтескье, и младшие - авторы Энциклопедии: Дидро, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.), и наконец приводит к революции 1789 года. В России это соответствует эпохе Петра Великого и Екатерины II. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

               7, XXXIV, 4. …таблиц - согласно Б.В.Томашевскому, имеются в виду статистические таблицы, приведенные в работе Пьера-Шарля-Франсуа Дюпена (1784-1873) “Forces productives et commerciales de la France”, 1827 [“Силы производительные и коммерческие во Франции”], где приводится статистика народонаселения различных стран, в том числе России. В той же работе говорится о важности улучшения путей сообщения для развития торговли и промышленности. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

[2]                      Дороги наши - сад для глаз:

                        Деревья, с дерном вал, канавы;

                        Работы много, много славы,

                        Да жаль: проезда нет подчас.

                        С деревьев, на часах стоящих,

                        Проезжим мало барыша;

                        Дорога, скажешь, хороша -

                        И вспомнишь стих: для проходящих!

                        Свободна русская езда

                        В двух только случаях: когда

                        Наш Мак-Адам или Мак-Ева

                        Зима свершит, треща от гнева,

                        Опустошительный набег,

                        Путь окуёт чугуном льдистым,

                        И запорошит ранний снег

                        Следы ея песком пушистым.

                        Или когда поля проймёт

                        Такая знойная засуха,

                        Что через лужу может вброд

                        Пройти, глаза зажмуря, муха.

                                      {Станция. Князь Вяземский.}

 (Примечание А. С. Пушкина)

               Примечание Пушкина №41. Цитата из стихотворения князя П.А.Вяземского (1792-1878) “Станция”(1829). Набоков расшифровывает намеки и каламбуры этого отрывка: “Для проходящих” - из басни Дмитриева “Прохожий”; Джон Мак-Адам (1756-1836) - шотландский инженер, изобретатель булыжной мостовой.

 

 

 

              7, XXXV, 7. Прейскурант (немецкое Preiskurant, французское prix-courant, “по ценам пробежка”) - перечень цен на продукты, товары и услуги.

               7, XXXV, 9. Циклопы, Киклопы, Kuklwpes - одноглазые великаны в мифологии древних греков, сыновья Урана (Неба) и Геи (Земли); их имена: Арг, Бронт и Стероп (Гроза, Гром и Молния), впрочем есть и другие, живущие в пещерах, такие как Полифем из “Одиссеи” Гомера. В “Энеиде” Вергилия (песнь VIII, стихи 416-453) рассказывается, как циклопы в недрах вулкана Этны помогают богу-кузнецу Гефесту (Вулкану) выковывать колесницу Марса.

 

 

               7, XXXV, 11. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

 

 

              7, XXXVI, 5. Автомедон - возница Ахилла в поэме Гомера “Илиада”.

 

[3] Сравнение, заимствованное у К**, столь известного игривостью воображения. К** рассказывал, что, будучи однажды послан курьером от князя Потёмкина к императрице, он ехал так скоро, что шпага его, высунувшись концом из тележки, стучала по вёрстам, как по частоколу.

                                                                          (Примечание А. С. Пушкина)

               7, XXXVI, 7-8 и Примечание Пушкина №42. Инициал “К.” расшифровывают по-разному. Лотман предлагает “Копиев А.Д.”, Бродский и Модзалевский “Князь Цицианов”. Из комментария Набокова следует, что шутка с дорожными столбами и шпагой старше екатерининской эпохи и, вероятно, западноевропейского происхождения.

               7, XXXVI, 10-11. ...прогонов дорогих... почтовые... свои - у Лотмана на стр. 107-110 приведен подробный расчет стоимости и скорости передвижения по России в начале XIX века, а также дана цитата с описанием помещичьего обоза. В первой половине XIX века у россиянина было 2 варианта передвижения: в собственных экипажах с остановками, чтобы дать отдых лошадям, - или же на лошадях, которые перевозили почту и сменялись на каждой станции, но в последнем случае задержки на станциях зависели от числа проезжающих, их чинов, дающих разные права очередности, и наличия свободных лошадей.

               7, XXXVI, 14. Семь суток ехали... - Лотман считает, что зимой за сутки проезжали 100 верст, т.е. 106 с лишним километров, следовательно имение Лариных может располагаться на расстоянии до 750 км от Москвы. Набоков уверяет, что в ту зиму (давая с опечаткой год 1828, вместо принятого комментаторами 1822-го) Ларины никак не могли проехать более 200 миль, т.е., если миля американская, то 322 км максимум, и расхождение у них с Лотманом более, чем в 2 раза. Вряд ли Набоков имеет в виду старорусскую милю, ибо в этом случае Ларины проедут 1493 километра и имение их окажется посреди Баренцова моря. Однако и Лотман пытается загнать Лариных в лучшем случае в Финляндию. Пушкин внятно говорит: ехали слишком долго, тащились, - т.е. двигались гораздо медленнее, чем положено, поэтому версия Набокова, конечно, с предположением американских миль, выглядит наиболее правдоподобно(.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .).

               ...онљ - множественное число женского рода. Едут мать и дочь, пол прислуги не учитывается.

 

 

              7, XXXVII, 2. ...белокаменной... - это старинное название Москвы (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

 

 

               7, XXXVII, 5-11. …как я был доволен! - речь идет об окончании ссылки Пушкина и окончательном повороте в его судьбе, который ознаменовал его приезд в Москву из Михайловского 8 сентября 1826 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               7, XXXVIII, 1-3; 13-14; XXXIX, 2.  Петровский замок - дворец Петра III, построенный по проекту М.Ф.Казакова (1738-1812) в 1775-82 годах. Уцелел в несколько измененном виде до наших дней, расположен недалеко от нынешней станции метро “Динамо” на Петербургском тракте, переименованном в Ленинградское шоссе. В советское время на территории дворца размещалась Военно-воздушная академия им. Жуковского. В 1812 году во время московского пожара Петровский замок был с 4 сентября резиденцией Наполеона.

 

 

 

 

              7, XXXVIII, 4-9. Напрасно ждал Наполеон... - когда войска французов занимали Москву 3 сентября 1812 года (даты - по старому стилю), Наполеон, въезжая в город по Смоленской дороге (Можайское шоссе), останавливался сначала в районе Поклонной горы, затем у Смоленской (Дорогомиловской) заставы - в ожидании традиционной депутации с символическими “ключами от города”. На следующий день после его въезда в кремль в разных районах Москвы начали вспыхивать пожары. Наполеону пришлось перенести резиденцию на северо-запад, в Петровский замок, но и там он еще некоторое время надеялся принять депутацию с «ключами от города». <Комм. в ред. Ивлева.>

Конструктор сайтов - uCoz