ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
    РОМАН ПУШКИНА
    И О РОМАНАХ ПУШКИНА -
        ВСЁ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

              

XLIV.

И вот, по родственным обедам

Развозят Таню каждый день

Представить бабушкам и дедам

Ея рассеянную лень.

Родне, прибывшей издалеча,

Повсюду ласковая встреча -

И восклицанья, и хлеб-соль.

- “Как Таня выросла! Давно ль

Я, кажется, тебя крестила?”

- “А я - так на руки брала!”

- “А я - так за уши драла!”

- “А я - так пряником кормила!”

И хором бабушки твердят:

“Как наши годы-то летят!”

 

XLV.

Но в них не видно перемены;

Всё в них на старый образец:

У тётушки княжны Елены

Всё тот же тюлевый чепец;

Всё белится Лукерья Львовна;

Всё то же лжёт Любовь Петровна;

Иван Петрович так же глуп;

Семён Петрович так же скуп;

У Пелагеи Николавны

Всё тот же друг мосьё Финмуш,

И тот же шпиц, и тот же муж;

А он - всё клуба член исправный,

Всё так же смирен, так же глух,

И так же ест и пьёт за двух.


XLVI.

Их дочки Таню обнимают.

Младые грации Москвы

Сначала молча озирают

Татьяну с ног до головы;

Её находят что-то странной,

Провинциальной и жеманной,

И что-то бледной и худой,

А впрочем - очень недурной;

Потом, покорствуя природе,

Дружатся с ней, к себе ведут,

Целуют, нежно руки жмут,

Взбивают кудри ей по моде

И поверяют нараспев

Сердечны тайны, тайны дев,

 

XLVII.

Чужие и свои победы,

Надежды, шалости, мечты.

Текут невинные беседы

С прикрасой лёгкой клеветы.

Потом, в отплату лепетанья,

Ея сердечного признанья

Умильно требуют онљ;

Но Таня, точно как во сне,

Их речи слышит без участья,

Не понимает ничего,

И тайну сердца своего,

Заветный клад и слёз, и счастья,

Хранит безмолвно между тем,

И им не делится ни с кем.


XLVIII.

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Всё в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки -

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнётся томный ум,

Не дрогнет сердце - хоть для шутки.

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             7, XLIV, 9. ...крестила... - У христиан существует обычай окунать человека в воду (налитую в купель, т.е. место, где купают), это называется крестить. “Предтеча”, крестивший Самого Христа, в Евангелии называется Иоанн Креститель, а у славян - Иван Купала. У православных, католиков, старообрядцев и др. принято крестить в младенческом возрасте, давая ребенку при этом имя (имена) в честь какого-нибудь Святого Покровителя. При крещении младенца присутствуют его духовные родители - восприемники от купели, - которые по православным канонам не могут быть родителями юридическими. Они называются “крестные отец и мать” и по отношению друг к другу являются кумовьями. “Я тебя крестила” означает, строго говоря: являюсь твоей крестной матерью. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              7, XLV, 11. Шпиц - порода маленьких остроносых (отсюда название) комнатных собачек. Даль приводит названия родственные: шавка и косматка.

.                                                        <Комм. С.А.Ивлева.>

               7, XLV, 12. Клуба - “Аглицкого клуба” в Москве (см. примеч. к 8, XII,5). Немыслимо, но Лотман делает ошибку, от которой Набоков предостерегает: путает Московский клуб с Петербургским (основанным в 1770 году англичанином Гардинером или Гарнером).

 

 

 

 

 

 

 

 

               7, XLVI, 2. Грации, Gratia - римские богини красоты, соответствующие древнегреческим Харитам, CariteV, богиням доброты. Обычно изображают трех таких богинь, иногда приводят их имена: Аглая (“сияющая”), Евфросиния (“благомыслящая”) и Талия (“цветущая”), - хотя в литературе встречаются и другие: Пасифея, Клета, Фаенна и т.д. Греки считали харит дочерьми Зевса и нимфы-океаниды Эвриномы.

 

 

 

 

 

 

              7, XLVI, 6. ...жеманной... - качество, совершенно отсутствующее в Татьяне и в огромной степени присущее барышням “большого света”. Даль выводит слово жеманство от глагола “жать (сжимать)”, считает однокоренным к “ужимкам” и объясняет так: “ужиматься, красоваться ужимками, охорашиваться ломаясь, выказывать пригожество изысканными приемами, миловидничать”.

Конструктор сайтов - uCoz