ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
    РОМАН ПУШКИНА
    И О РОМАНАХ ПУШКИНА -
        ВСЁ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

              

XLIX.

Архивны юноши толпою

На Таню чопорно глядят

И про неё между собою

Неблагосклонно говорят.

Один, какой-то шут печальный,

Её находит идеальной,

И, прислонившись у дверей,

Элегию готовит ей.

У скучной тётки Таню встретя,

К ней как-то Вяземский подсел

И душу ей занять успел.

И близ него её заметя,

Об ней, поправя свой парик,

Осведомляется старик.

 

L.

Но там, где Мельпомены бурной

Протяжный раздаётся вой,

Где машет мантией мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет,

Где Терпсихоре лишь одной

Дивится зритель молодой

(Что было также в прежни леты,

Во время ваше и моё) -

Всё  ополчилось  на неё:

И дам ревнивые лорнеты,

И трубки модных знатоков

Из лож и кресельных рядов.


LI.

Внизу  вопросы зашумели:

“Кто эта - с правой стороны

 

В четвёртой ложе?” - “Надоели! -

Когда пастушки вам нужны,

Разглядывайте лучше сцену,

А не Прекрасную Елену

Из диких северных лесов!” -

С приправою нелестных слов

Спешит Татьяну мерить взглядом

Самолюбивый дамский пол.

Но наконец спектакль прошел,

И,  уязвленна  светским  ядом,

Ночною  улицей,  в  мороз,

Татьяна  едет  не  без  слёз.

 

LII.(LI)

Её привозят и в Собранье.

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар.

Красавиц лёгкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг

Всљ чувства поражает вдруг.

Здесь кажут франты записные

Своё нахальство, свой жилет

И невнимательный лорнет.

Сюда гусары отпускные

Спешат явиться, прогреметь,

Блеснуть, пленить и улететь.

 

LIII.

Как живо колкий Грибоедов

В сатире внуков описал

(Как описал Фонвизин дедов) -

Так съехалась Москва на бал:

Тут, смотришь,  Гильоме - женатый

На кукле чахлой и горбатой

И семи тысячах душах.

Глядишь -  Молчалин при звездах,

Блюститель нравов непреклонный

(Недавно, впрочем, сей Катон

За взятки места был лишён);

А вот фон Клоц - оплывший, сонный

Проведший с картами свой век,

Для власти нужный человек.

 

 

             7, XLIX, 1. Архивны юноши - молодые люди, начинавшие государственную службу в Архиве Коллегии иностранных дел, будущие дипломаты. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

 

 

 

 

              7, XLIX, 8. Элегия (древнегреческий язык), жалоба, от elew сострадать (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .) - лирическое стихотворение в характере жалобы.

 

               7, XLIX, 10. Вяземский, Петр Андреевич (1792-1878) - поэт и критик, друг Пушкина, один из первых читателей “Онегина”. См. коммент. по поводу эпиграфа к первой главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

               7, L, 1-8. Мельпомена - муза, богиня трагедии. Талия - муза, богиня комедии. Терпсихора - муза, богиня танца, олицетворяющая искусство балета. См. коммент. к  6, XLII, 6 и к 1, XIX, 6.

               7, L, 2. Протяжный раздается вой - стихи трагедий читаются нараспев - традиция эта идет еще от древнегреческих театров. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               7, L, 12. Лорнет – очки на палочке (двойной лорнет) или одно стеклышко с ручкой (монокль). <Комм. С.А.Ивлева.>

               7, L, 13. Трубка – Даль трактует это название как то, что мы сейчас называем бинокль(.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .).

 

 

 

 

 

 

                7, LI, 6. Прекрасная Елена - героиня поэмы Гомера “Илиада”, виновница Троянской войны, дочь Зевса и Леды, см. коммент. к 5,XLIII,14 - XLIV,8. Биографию Елены можно составить по сохранившейся античной литературе (Гомер “Илиада”, “Одиссея”; Гесиод “Теогония” и ряд фрагментов; Еврипид “Елена”,“Троянки”,“Андромаха”,“Ифигения в Авлиде”,“Орест”; Аполлодор “Библиотека”; Павсаний “Описание Эллады”): Царь богов Зевс соблазнил жену спартанского царя Тиндарея Леду, явившись ей в образе лебедя. Леда снесла лебединое яйцо, из которого вылупилась Елена. Юную Елену похищает герой Тезей, ее возвращают домой Кастор и Полидевк (Поллукс), сводные братья Елены. Тиндарей выдал ее замуж за Менелая по совету своего зятя Агамемнона, старшего брата Менелая, женатого на дочери Тиндарея Клитемнестре. Так как почти все цари Эллады сватались к Елене, Тиндарей взял с них клятву блюсти честь мужа Елены. Поэтому обязательства царей вынудили их участвовать в походе на Трою после похищения Елены сыном троянского царя Парисом. Во время войны Елена симпатизирует ахейцам и не выдает их шпиона Одиссея, которого она узнала. Её собираются побить камнями за измену мужу, но, при виде ее, все ее прощают. В Спарту Елена и Менелай из-за бури, возвращаются когда Клитемнестра уже убила Агамемнона, а сын Клитемнестры Орест уже убил маму – на похороны Клитемнестры и ее любовника Эгиспа. После смерти Менелая Елена изгнана из страны сыновьями Менелая от наложниц и окончила свои дни в Тавриде (или на о. Родос, или же в устье Дуная - по разным вариантам мифа). После смерти ее тень была в Элизиуме соединена вечным браком с тенью героя Троянской войны Ахилла, а образ перенесен на небо в виде созвездия. Сама Елена в позднейшую эпоху была обожествлена, и ей посвящали храмы. В древности из скорлупы яйца, произведшего Елену, был сделан алтарь храма в Спарте, сохранившийся до II в. н. э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               7, LII, 1. Собранье - Благородное Собрание или Дворянское Собрание - особняк на Большой Дмитровке (ныне Пушкинская улица), в советское время - Дом Союзов.

 

 

               7, LII, 6. Хоры - приподнятая галерея вдоль стен (от места хора в церквях).

 

 

               7, LII, 11. Лорнет – очки на палочке или одно зрительное стеклышко.

               7, LII, 12. ...отпускные... - находящиеся в отпуске, увольнении.

 

 

 

               7, LIII, 1. Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829) - русский писатель, музыкант, дипломат. Его комедия в стихах “Горе от ума”, изображающая быт и нравы московских дворян, сочинена в 1822-24, впервые поставлена на сцене после смерти автора в 1831, издана еще позднее - в 1833; до этого распространялась в многочисленных списках. См. коммент. к 6, XII, 12 и Примечанию Пушкина №38.

               7, LIII, 3. Фонвизин Д. И., фон Визин (1745-1792). Автор комедий «Бригадир» (1766) и «Недоросль» (1782).

                7, LIII, 5. Гильоме - персона, упоминаемая Чацким в его монологе из I действия “Горя от ума”:
                7, LIII, 7. ...и семи тысячах душах - т.е. владеющей семью тысячами крепостных крестьян.
                7, LIII, 8. Молчалин Алексей Степаныч - один из центральных персонажей комедии “Горе от ума” Грибоедова.
                ...при звездах... - т.е. кавалер нескольких орденов высших степеней, имевших вид звезды. Это могли быть, например, ордена Святого равноапостольного князя Владимира I и II степеней или Святой Анны I степени. Иерархия российских орденов во времена Пушкина была следующей: 1)Св.Андрея Первозванного (введен Петром Великим в 1699, давался в исключительных случаях, причем вместе с комплектом всех остальных); 2)Св.Екатерины, I-III степеней (введен Петром Великим в 1699, давался женщинам); 3)Св.Владимира I степени (учрежден Екатериной Второй в 1782); 4)Александра Невского (задуман Петром Великим, впервые пожалован в 1725); 5)Белого Орла (польский орден, соединен с российскими в 1815); 6) Св.Владимира II степени; 7)Св.Анны I степени (учрежден при Анне Иоанновне в 1735); 8)Св.Станислава I степени (польский орден, соединен с российскими в 1815); 9) Св.Владимира III степени; 10) Св.Владимира IV степени; 11) Св.Анны II степени; 12) Св.Станислава II степени; 13) Св.Анны III степени; 14) Св.Станислава III степени; 15) Св.Анны IV степени. Вне этой иерархии находился крест Св. великомученика и победоносца Георгия четырех степеней, даваемый младшему составу военных за подвиги на поле сражения, учрежден Екатериной Второй в 1769 году.

               7, LIII, 10. Марк Порций Катон Цензор Приск Старший (234-149 до Р.Х.; 520-605 от основания Рима) - государственный деятель времен Римской республики, римский консул (глава правительства, наместник Испании) в 195-194 и цензор с 184 года, на этом посту он особенно прославился строгими мерами, направленными против разврата и роскоши. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

                7, LIII, 12. Барон  фон  Клоц  -  персонаж, упоминаемый Репетиловым в комедии Грибоедова “Горе от ума”:

Конструктор сайтов - uCoz