ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
    РОМАН ПУШКИНА
    И О РОМАНАХ ПУШКИНА -
        ВСЁ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

              

XL.(XXXVII)

Быть может, он для блага мiра,

Иль хоть для славы был рождён;

Его умолкнувшая лира

Гремучий, непрерывный звон

В веках поднять могла. Поэта,

Быть может, на ступенях света

Ждала высокая ступень.

Его страдальческая тень,

Быть может, унесла с собою

Святую тайну, и для нас

Погиб животворящий глас,

И за могильною чертою

К ней не домчится гимн племён,

Благословение времён!

 

XLI.(XXXVIII)

Он мог, исполня жизнь отравой,

Не сделав многого добра,

Однако всё ж бессмертной славой

Газет наполнить нумера,

Уча людей, мороча братий...

При громе плесков, иль проклятий,

Мог совершить он грозный путь,

Дабы в последний раз дохнуть:

В виду торжественных трофеев -

Как наш Кутузов, иль Нельсон;

Иль в ссылке - как Наполеон;

На виселице - как Рылеев;

Как Велизарий - при суме;

Как Свифт - помешанным в уме.


XLII.(XXXIX)

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел, -

Прошли бы юношества лета,

В нём пыл души бы охладел.

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился;

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стёганый халат;

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру б в сорок лет имел,

Пил, ел, скучал, толстел, хирел, -

И наконец в своей постелљ

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

 

XLIII.(XL)

Но что бы ни было, читатель,

Увы! - любовник молодой,

Поэт, задумчивый мечтатель,

Убит приятельской рукой!

Есть место: влево от селенья,

Где жил питомец вдохновенья,

Две сосны корнями срослись;

Под ними струйки извились

Ручья соседственной долины;

Там пахарь любит отдыхать,

И жницы в волны погружать

Приходят звонкие кувшины -

Там, у ручья, в тени густой,

Поставлен памятник простой.

 

XLIV.(XLI)

Под ним - как начинает капать

Весенний дождь на злак полей -

Пастух, плетя свой пёстрый лапоть,

Поёт про волжских рыбарей;

И горожанка молодая,

В деревне лето провождая,

Когда стремглав верхом она

Несётся по полям одна,

Коня пред ним остановляет,

Ремянный повод натянув,

И, флер от шляпы отвернув,

Глазами беглыми читает

Простую надпись - и слеза

Туманит нежные глаза.

 

XLV.(XLII)

И шагом едет в чистом поле,

В мечтанье погрузясь, она:

Душа в ней долго поневоле

Судьбою Ленского полна...

И мыслит: “Что-то с Ольгой стало?

В ней сердце долго ли страдало,

Иль скоро слёз прошла пора?

И где теперь ея сестра?

И где ж беглец людей и света,

Красавиц модных модный враг,

Где этот пасмурный чудак -

Убийца юного поэта?” -

Со временем отчёт я вам

Подробно обо всём отдам.

 

            6, XL-XLII. В трех строфах Пушкин рассматривает три варианта судьбы Ленского, останься юный поэт в живых: два диаметрально противоположных в крайних строфах - и промежуточный, в неопубликованной средней строфе. Естественно предположить равновероятность всех этих вариантов. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

            6, XL, 3. Лира - музыкальный инструмент, символ поэзии, см. примеч. к 1, XLVII, 6.

 

 

 

 

            6, XL, 8. ...страдальческая тень - согласно поверьям Древних греков, тень - то, что остается от человека после его физической смерти, - обречена на вечные страдания. Местопребывание теней - Аид, в средневековом прочтении это слово - Ад. Рая древнегреческая мифология не знала, было в Аиде небольшое отделение Элизиум или Елисейские поля, где цвели грустные цветы Асфодели, и где пребывание теней не было слишком мучительным, но веселья тени не знали.

 

 

 

 

 

 

            6, XL, 13. Гимн - хвалебная песнь в честь бога или героя.

 

            6, XLI, 1. ...исполня... - наполнив.

 

 

 

 

 

            6, XLI, 6. ...плесков... – рукоплесканий. Аплодисменты появились впервые в Древнем Риме в эпоху императора Августа .

 

 

 

 

 

            6, XLI, 10. Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813), фельдмаршал - главнокомандующий русских войск в войне с Наполеоном, начиная с августа 1812. Умер в дороге, вскоре после изгнания наполеоновских войск, простудившись во время чествования его как победителя. Нельсон Горацио (1758-1805), вице-адмирал - английский флотоводец, был смертельно ранен в морском бою с французами при Трафальгаре, где его флот одержал решительную победу.
              6, XLI, 11. Наполеон Бонапарт (1769-1821), император Франции в 1804-14 и в течение “ста дней” 1815-го, последние годы жизни, после вторичного отречения от престола 22 июня 1815, провел в ссылке на острове Святой Елены, считаясь пленником англичан.
              6, XLI, 12. Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826), один из руководителей восстания 14 декабря 1825 года в Петербурге, был повешен в числе пяти декабристов, приговоренных к смертной казни и похороненных на острове Голодай, о котором идет речь в 8, L.
              6, XLI, 13. Велисарий (504?-565), византийский полководец, благодаря таланту которого рухнувшая в 476 году Римская империя на краткое время была почти восстановлена в своих границах, - по преданию, будучи интригами удален от двора императора, в конце жизни просил милостыню и был в этом состоянии опознан бывшим своим солдатом, в свое время почитавшим его за бога.
              6, XLI, 14. Свифт Джонатан (1667-1745), английский и ирландский политический деятель, настоятель собора в Дублине, заслуживший прозвище “некоронованный король Ирландии”, сражавшийся на литературном фронте посредством анонимных политических памфлетов (“Сказка о бочке”, “Письма суконщика”, “Скромное предложение”) и сатир (“Путешествия Лемюэля Гулливера”), - страдал медленно прогрессирующим заболеванием головного мозга. Однажды, прогуливаясь с другом, он обратил внимание на дерево с высохшей вершиной и сказал: “Я буду умирать, как это дерево - с головы”. И действительно, окончил свои дни в психиатрической лечебнице, которую ранее открыл с благотворительной целью на собственные деньги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            6, XLII, 6. Музы, (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .) - богини поэзии и других искусств(.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

            6, XLII, 7. ...рогат... - М.И.Михельсон в своем филигранном труде “Русская мысль  и  речь”  приводит  (правда,  в обратной  последовательности)   историю  возникновения этого выражения(.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .). Набоков(.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .) уверяет, что, согласно труду C.Forbes'а, вышедшему в середине XIX века, первое упоминание о рогах как символе опозоренного мужа встречается у латинского писателя Артемидора, жившего в эпоху выселения евреев при императоре Адриане (годы правления 117-138). Кажется, к этому нечего добавить, но почему-то все молчат о том, что с древности до наших дней сохранился обычай дарить молодоженам оленьи рога, и что, если жена убегает из дома, то рога она обычно оставляет мужу.

            6, XLII, 10. Подагра - ревматизм на почве отложения солей, болезнь суставов. Причиной ее традиционно считается сидячий образ жизни и пресыщение. Сравни с содержанием басни Лафонтена-Крылова “Подагра и Паук”.

 

 

 

            6, XLII, 14. Лекарь - тот, кто лечит, т.е. врач.

 

 

 

            6, XLIII, 2. Любовник - здесь: тот, кто влюблен.

 

 

            6, XLIII, 5. ...влево... - странное указание(.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .). Видимо, надо встать спиной к Петербургу; но тогда рождается мысль, что имения Онегина, Ленского и Лариных находятся не так далеко(.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .), например на Оредежи, рядом с имением Набокова, что оставляет вполне логичным въезд Лариных в Москву через Тверскую заставу (7, XXXIX, 3-4), однако рушатся многие положения традиционной критической системы, которая на основании строф 4, XLI-XLII располагает имения героев “Онегина” рядом с владениями Пушкиных. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .). Можно считать, конечно, что дорога упирается в помещичью усадьбу, и на могилу надо свернуть влево от главного фасада, но сказано: от селенья, т.е. большого села с храмом, а в известных мне планировках усадеб дорога сначала идет к храму, принимающему всех желающих, а уже в стороне располагается «элитное жилье». Стало быть, следует принять, что, вероятно, указание “влево от селенья” означает, что через село Красногорье проходит почтовый тракт с верстовыми столбами.

 

 

 

 

 

            6, XLIII, 13-14. ...памятник простой - набившее нам оскомину со школьных времен объяснение расположения могилы Ленского заключается в следующем: в случае смерти дуэлянт теряет право быть похороненным в пределах кладбищенской ограды, т.к. дуэль приравнивается церковью к самоубийству - это мнение разделяет и Набоков (см. у него на стр. 473) (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .). Однако самого Пушкина отпевали в церкви, и можно привести множество примеров из истории России XIX века, когда погибшему на дуэли не было отказано в тех или иных церковных обрядах, в том числе и захоронении на кладбище (не обязательно представлять себе сельское кладбище погостом в пределах церковной ограды, где хоронят священнослужителей). В романе “Евгений Онегин” о могиле Ленского речь идет  дважды (в 6, XLIII, 5 - 6, XLV, 4 и в 7, VI), что свидетельствует об особенном значении, которое придает ей автор. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

           6, XLIV, 5-8. (.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            6, XLIV, 11. Флёр, Flor (немецкий яз.) - тонкая прозрачная ткань, платок, прикрепленный булавками к шляпе. <Комм. С.А.Ивлева.>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            6, XLV, 12. Убийца... - так считают все, в том числе и Онегин. Но, комментируя дуэль, мы, кажется, достаточно постарались  показать, что действительный убийца Ленского - Зарецкий, который даже не дал своей жертве выспаться перед поединком (6, XXIV, 9-14).

Конструктор сайтов - uCoz