ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
    РОМАН ПУШКИНА
    И О РОМАНАХ ПУШКИНА -
        ВСЁ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

              

XXI.

Всё хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам;

Всљ ярусы окинул взором -

Всё видел: лицами, убором

Ужасно недоволен он;

С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеяньи взглянул,

Отворотился и зевнул.

И молвил: “Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел.”[5]

 

XXII.

Ещё амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят;

Ещё усталые лакеи

На шубах у подъезда спят;

Ещё не перестали топать,

Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;

Ещё снаружи и внутри

Везде блистают фонари;

Ещё, прозябнув, бьются кони,

Наскуча упряжью своей,

И кучера, вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони, -

А уж Онегин вышел вон:

Домой одеться едет он.


XXIII.

Изображу ль в картине верной

Уединённый кабинет,

Где мод воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет? -

Всё, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам;

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, -

Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

 

XXIV.

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе;

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в гранёном хрустале;

Гребёнки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щётки тридцати родов -

И для ногтей, и для зубов.

Руссо (замечу мимоходом)

Не мог понять, как важный Грим

Смел чистить ногти перед ним,

Красноречивым сумасбродом.[6]

Защитник вольности и прав

В сём случае совсем не прав:


XXV.

Во всей Европе в наше время

Между воспитанных людей

Не почитается за бремя

Отделка нежная ногтей.

И нынче воин и придворный,

Министр и либерал задорный,

Поэт и сладкий дипломат

Готовы, если не стократ,

То не единожды, публично

Подправить ногти, иль усы,

Прическу ль, прочие красы  –

Затем, чтоб выглядеть прилично!

Напрасно странности такой

Не понимал философ мой.

               1, XXI, 3. Двойной лорнет – очки на палочке:<Комм. Ивлева.>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[5]<1, XXI, 14> Черта охлаждённого чувства, достойная Чальд-Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной. Один из наших романтических писателей находил в них более поэзии, нежели во всей французской литературе. (Примечание  А. С. Пушкина) <"Шарль-Луи Дидло(1767-1837) - французский танцовщик и хореограф. В 1810 году был балетмейстером в Петербурге" (В.В.Набоков "Комментарий к роману Евгений Онегин")>

              1, XXII, 1. Амур - латинский аналог греческого Эроса или Эрота - бога любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               1, XXII, 11. Кучер после изобретения автомобиля стал называться “шофёр”. Сидел на кòзлах - сидении-ящике впереди экипажа. “Шофер”, сидящий верхом, назывался форейтор. См. примечания к 7, XXXIII, 6 и 3, IV, 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               1, XXIV, 1. Трубки Цареграда - длинные “турецкие” чубуки для курения табаку или целые кальяны - приборы для курения табака и более крепких наркотиков через воду. Онегин курил (4, LI, 5), но вряд ли кальян (подростковая наркомания в его время не была проблемой, как сейчас или при Шехерезаде - исследование вопроса, почему это так, заняло бы слишком много места). Скорее всего он коллекционировал янтарные трубки, что было очень модно. Цареградом в Средние века называли Константинополь (ныне Стамбул, столица Турции до 1923). К 321 году римский император Константин Великий перенес столицу из Рима на восток в провинцию Византий, где отстроил новый город,  названный впоследствии его именем, - по возможности точную копию старого Рима. С 325 года тот же император фактически сделал христианство главной государственной религией (ещё раньше издал указ о праздновании воскресенья как особого дня недели, т.е. нерабочего). В 395 после смерти императора Феодосия Римская империя была разделена навсегда - между его сыновьями Аркадием и Гонорием. В 476 в результате Великого переселения народов Западная империя из-за жесткой позиции в отношении “варваров” прекратила свое существование, несмотря на старания великого полководца Велисария, почти ее восстановившего. Однако, юридически это удалось Карлу Великому в 800 году - Западная империя возродилась под названием “Священной” и просуществовала, вообще говоря, до 1918 года; ее гибель послужила поводом I мировой войны, и затем возникло движение за ее возрождение, называемое фашизм. В 988 Русь получила из рук Константинополя государственную религию. В 1054 Римская и Константинопольская церковь обменялись взаимными проклятиями и стали называться Православной и Католической. Восточная империя благодаря более гибкой политике оказалась и несколько более живучей - и с небольшим перерывом (1204-1261) просуществовала до 1453, когда была разгромлена турками-сельджуками (Магомет II, потомок Османа), и центр Православия переместился в Россию. При чем здесь русские славянофилы XIX века - на совести Набокова. На Руси всегда естественно было считать Царьград колыбелью православной веры и пытаться отвоевать его у “неверных”, т.к. турки в то время уже приняли ислам, что породило многочисленные русско-турецкие войны. Это отвоевание почти удалось во II половине XIX века при императоре Александре II, но помешали мелкие интриги лорда Биконсфильда, терроризм и особенно - гениальные интриги Карла Маркса (почему его Набоков так не любит?).

 

               1, XXIV, 9. Руссо, Жан-Жак (1712-1778) – французский философ, писатель, музыкант и общественный деятель эпохи Просвещения, непосредственно подготовившей Великую французскую революцию. Один из авторов первой энциклопедии.

               1, XXIV, 10. Грим, Фредерик-Мельхиор (1723-1807) - один из авторов первой французской энциклопедии.

[6] <1, XXIV, 12>”Tout le monde sut qu’il mettait du blanc; et moi, qui n’en croyais rien, je commençai de le croire, non seulement par l’embellissement de son tient et pour avoir trouvé des tasses de blanc sur sa toilette, mais sur ce qu’entrant un matin dans sa chambre, je le trouvai brossant ses ongles avec une petite vergette faite exprès, ouvrage qu’il continua fièrement devant moi. Je jugeai qu’un homme qui passe deux heures tous les matins à brosser ses ongles, peut bien passer quelques instants à remplir de blanc les creux de sa peau.”<"Весь свет считал, что он употреблял белила; и я, который не особенно этому доверял, даже я был готов  поверить, не только потому, что улучшался цвет его пица, а на его туалетном столике находились баночки из-под белил, но, однажды утром войдя в его комнату, я его застал за полировкой ногтей с помощью маленькой щеточки, сделанной специально для этого, и, уличенный, он гордо продолжал сие в моем присутствии. Я решил, что человек, тративший пару часов каждое утро на чистку своих ногтей, может вполне потратить некоторое время на заполнение белилами неровностей своей кожи">

{Confessions de J. J. Rousseau}<"Исповеди" Ж.-Ж. Руссо>

     Грим опередил свой век: ныне во всей просвещённой Европе чистят ногти особенною щёточкой. (Примечание  А. С. Пушкина)

Конструктор сайтов - uCoz