ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
    РОМАН ПУШКИНА
    И О РОМАНАХ ПУШКИНА -
        ВСЁ, И ДАЖЕ БОЛЬШЕ

              

 

 

РОДОСЛОВНАЯ  МОЕГО  ГЕРОЯ

(отрывок из сатирической поэмы)

 


I.

Над омрачённым Петроградом

Осенний ветер тучи гнал,

Дышало небо влажным хладом.

Нева шумела. Бился вал

О пристань набережной стройной,

Как челобитчик беспокойный

Об дверь судейской. Дождь в окно

Стучал печально. Уж темно

Всё становилось. В это время

Иван Езерский, мой сосед,

Вошёл в свой тесный кабинет...

Однако - род его и племя,

И чин, и службу, и года

Вам знать не худо, господа.



II.

Начнём ab ovo: мой Езерский

Происходил от тех вождей,

Чей в древни веки парус дерзкий

Поработил брега морей.

Одульф, его начальник рода,

Вельми был грозен воевода

(Гласит софийский хронограф).

При Ольге сын его Варлаф

Приял крещенье в Цареграде

С приданым греческой княжны.

От них два сына рождены,

Якуб и Дорофей. В засаде

Убит Якуб, а Дорофей

Родил двенадцать сыновей.



III.

Ондрей, по прозвищу Езерской,

Родил Ивана да Илью

И в лавре схимился Печерской -

Отсель фамилию свою

Ведут Езерские. При Калке

Один из них был схвачен в свалке,

А там раздавлен, как комар,

Задами тяжкими татар.

Зато со славой, хоть с уроном,

Другой Езерский, Елизар,

Упился кровию татар

Между Непрядвою и Доном,

Ударя с тыла в табор их

С дружиной суздальцев своих.



IV.

В века старинной нашей славы,

Как и в худые времена -

Крамол и смут во дни кровавы,

Блестят Езерских имена.

Они и в войске, и в Совете,

На воеводстве, и в Ответе45

Служили доблестно царям.

Из них Езерский Валаам

Гордыней славился боярской;

За спор то с тем он, то с другим

С большим бесчестьем выводим

Бывал из-за трапезы царской,

Но снова шёл под тяжкий гнев

И умер, Сицких пересев.46



V.

Когда от Думы величавой

Приял Романов свой венец,

Как под отеческой державой

Русь отдохнула наконец,

А наши вороги смирились,

Тогда Езерские явились

В великой силе при дворе

При императоре Петре...

Но извините: статься может,

Читатель, вам я досадил;

Ваш ум дух века просветил,

Вас спесь дворянская не гложет,

И нужды нет вам никакой

До вашей книги родовой.



VI.

Кто б ни был ваш родоначальник,

Мстислав, князь Курбский, иль Ермак,

Или Митюшка-целовальник,

Вам всё равно. Конечно так:

Вы презираете отцами,

Их славой, честию, правами

Великодушно и умно;

Вы отреклись от них давно

Прямого просвещенья ради,

Гордясь (как общей пользы друг)

Красою собственных заслуг,

Звездой двоюродного дяди

Иль приглашением на бал,

Туда, где дед ваш не бывал.



VII.

Я сам - хоть в книжках и словесно

Собратья надо мной трунят -

Я мещанин, как вам известно,

И в этом смысле демократ;

Но каюсь: новый Ходаковский,47

Люблю от бабушки московской

Я толки слушать о родне,

О толстобрюхой старине.

Могучих предков правнук бедный,

Люблю встречать их имена

В двух-трёх строках Карамзина.

От этой слабости безвредной,

Как ни старался, видит Бог, 

Отвыкнуть я никак не мог.



VIII.

Мне жаль,  что тех  родов боярских

Бледнеет блеск и никнет дух -

Мне жаль, что нет князей Пожарских,

Что о других пропал и слух,

Что их поносит шут Фиглярин,

Что русский ветреный боярин

Теряет грамоты царей,

Как старый сбор календарей,

Что исторические звуки

Нам стали чужды, что спроста

Из бар мы лезем в tiers-état,

Что нищи будут наши внуки -

И что спасибо нам за то

Не скажет, кажется, никто.



IX.

Мне жаль, что мы руке наёмной

Дозволя грабить наш доход,

С трудом ярем заботы тёмной

Влачим в столице круглый год,

Что не живём семьёю дружной

В довольстве, в тишине досужной,

Старея близ могил родных

В своих поместьях родовых,

Где в нашем тереме забытом

Растёт пустынная трава;

Что геральдического льва

Демократическим копытом

У нас лягает и осёл.

Дух века вот куда зашёл!



X.

Вот почему, архивы роя,

Я разбирал в досужный час

Всю родословную героя,

О ком затеял свой рассказ,

И здесь потомству заповедал.

Езерский сам же твёрдо ведал,

Что дед его, великий муж,

Имел двенадцать тысяч душ;

Из них отцу его досталась

Осьмая часть, и та сполна

Была давно заложена

И ежегодно продавалась;

А сам он жалованьем жил

И регистратором служил.



XI.

Допросом Музу беспокоя,

С усмешкой скажет критик мой:

«Куда завидного Героя

Избрали вы! кто ваш Герой?» –  

А что? – коллежский регистратор.

Какой вы строгий литератор!

Его пою - зачем же нет?

Он мой приятель и сосед.

Державин двух своих соседов

И смерть Мещерского воспел

Певец Фелицы быть умел

Певцом их свадеб, их обедов

И похорон, сменивших пир.

А знал ли их, скажите, мiръ?



XII.

Заметят мне, что есть же разность

Между Державиным и мной,

Что красота и безобразность

Разделены чертой одной,

Что князь Мещерский был сенатор,

А не коллежский регистратор -

Что лучше, ежели поэт

Возьмёт возвышенный предмет,

Что нет, к тому же перевода

Прямым Героям; что они

Совсем не чудо в наши дни -

Куда! нам нет от них прохода:

“И разве меж моих друзей

Двух-трёх великих нет людей?”



XIII.

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .



XIV.


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .



XV.

Скажите: «экий вздор», иль «bravo»,

Иль не скажите ничего –

Я в том стою, имел я право

Избрать соседа своего

В герои повести смиренной,

Хоть человек он не военный,

Не второклассный Дон-Жуан,

Не демон - даже не цыган.

А просто гражданин столичный,

Каких встречаем всюду тьму,

Ни по лицу, ни по уму

От нашей братьи не отличный,

Довольно смирный и простой,

А впрочем малый деловой.



XVI.

Во фраке очень устарелом

Он часто, сидя у бюро

Уж  зá полночь, в порыве смелом

Чинил и пробовал перо.

Вам должно знать, что мой чиновник

Был сочинитель и любовник.

Свои статьи печатал он

В «Соревнователе». Влюблён

Он был в Коломне, по соседству,

В одну лифляндочку. Она

С своею матерью одна

Жила в домишке, по наследству

Доставшемся недавно ей

От дяди Франца. Дядя сей…



XVII.

Но от мещанской родословной

Я вас избавлю и займусь

Своею повестью любовной,

Покамест вновь не занесусь.

 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 


 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


 .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

 


         10, I, 1. Петроград не припомню, назывался ли так кем-либо Санкт-Петерсбург до Пушкина, но ясно, что факт его переименования из Петербурга в Петроград в 1914 году по случаю войны с немцами прикрывался именно авторитетом Пушкина, и, в общем, некстати (Петроград - это в честь Петра I, а Санкт-Петерсбург - в честь Св. апостола Петра). Кроме того это переименование лингвистически безграмотно: город назван был по-Голландски, а Нидерланды в 1914 (в момент появления наименования столицы) участия в войне не принимали.

         10, I, 6. Челобитчик – проситель, тот, кто, по старинному выражению челом бьёт, т.е. лбом об пол. Выражение очень меткое: просить чего-либо у Российских судов всё равно, что стучать в пол или стену. Могу доказать с документами в руках. 

         10, I, 10. Езерский – фамилия подразумевает отдалённое родство с Онегиным. Езеро – средневековое произношение слова «озеро», т.е. «езерский» значит «озёрный». Но из всех Онежских названий наибольшей исторической известностью пользуется Онежское озеро (хотя есть и река Онега, и Онежская губа, и даже посёлок в устье реки Онеги, существовавший и при Пушкине). Во всяком случае предки и Онегина, и Езерского получили свои прозвища, т.к. явились из поселений у воды. Вообще формально зачины обеих «поэм» – «Онегина» и «Езерского» – напоминают близнецов. Оба героя – петербуржцы, и обе поэмы начинаются со стремительного бега Невы или от неё (к дяде на помощь): Родился на брегах Невы (1, II, 10) – Нева шумела, бился вал (10, I, 4), – оба героя на фоне этой стремительности заключены – один в тесный кабинет, другой в карету. Река Нева, вытекая из Ладожского озера, является в Карело-Финских топях частью магистрального водного потока, на котором в начале XVIII века основаны Петроград (Санкт-Петерсбург на Неве) и Петрозаводск (Петрова Слобода на Онежском озере). Речка Онега впадает в Онежское озеро, из которого вытекает река Свирь, впадающая в Ладожское озеро, из которого вытекает Нева. Воды Невы вливаются в Финский залив Балтийского моря, являющегося частью мирового океана. Так в географии укрупняется форма. Роман в стихах – это море поэзии. Если бы услужливый Дантес, выполняя заказ Петербурга, не оборвал на этом месте жизнь Пушкина, этот стремительный поток, мы сегодня имели бы поэтический океан.  Но увы! – мы узники своих кабинетов.

        10, I, 13; 10, X, 14; 10, XI, 5; 10, XII, 6. Чин – Петр I разделил служащих дворян, согласно "Табели о рангах”, на 14 классов (первый - наивысший). Младший чин, с которого начинали гражданскую службу – коллежский регистратор. Нижние шесть чинов (фактически – 5, т.к. чин 11-го класса довольно рано упразднили) соответствовали младшему офицерскому составу («их благородия»), и молодые чиновники обычно проходили все эти ступени довольно быстро. Чтобы не перейти так же быстро в старшие офицеры («высокоблагородия»), т. е. от титулярного советника к коллежскому асессору, надо было иметь существенные служебные нарекания, например стоять в оппозиции к существующей власти. Так произошло с самим Пушкиным, который номинально на всю жизнь остался титулярным советником. Царь по нашему своду законов, вообще говоря, мог «пожаловать» любой чин любому из подданных, но следует помнить, что Николай I, когда приблизил Пушкина ко двору, сам только что едва зацепился за престол, сильно ещё зависел от своих приближённых и не мог делать широких жестов. Надо сказать, что выкручивался он из придворных коллизий блистательно, его здесь история недооценивает. Он присвоил Пушкину чин камер-юнкера, с которого молодые люди начинали придворную карьеру. Вся хитрость в том, что камер-юнкер по табели о рангах соответствует полковнику, чину VI класса, высшему среди высокоблагородий, так что царь ждал благодарного чувства от Пушкина, ибо формально тот перешагнул через две ступени. С другой стороны никакой комар при дворе не мог подточить носу, потому что эти две перепрыгнутые ступени были в придворных чинах упразднены, кажется, ещё при самом Петре, а реальный предыдущий чин Гофф-Фурьера – как раз соответствовал титулярному советнику. Как всегда бывает в жизни такой помойной ямы, как двор, эффект от внедрения этой блестящей идеи был прямо противоположным ожидаемому. Пушкин не только не воспылал благодарностию, но обиделся на царя, потому что оказался приравненным к юным никчёмным наглецам, коих при дворе крутилось множество, тогда как поэт после создания «Онегина» справедливо ощущал себя как минимум Генералом от литературы (чин II класса).    

        10, II, 1. ab ovo – «от яйца» (латынь), в переносном смысле – от первопричины. С яйца, снесённого Ледой, которую в образе лебедя соблазнил Зевс, древнеримские писатели начинали изложение истории Троянской (или Илионской) войны, фрагмент которой послужил сюжетом первой Священной поэмы древнегреческого стихотворца Гомера (Омира) «Илиада».  Согласно Священным греческим мифам (изложенным, напр., в «Библиотеке» Аполлодора, III, 10, 5-9), Леда, дочь Фестия, царя Этолии, и жена Тиндарея, царя Спарты, от соития с Зевсом, принявшим образ лебедя, снесла яйцо (из скорлупы которого был построен храм в Спарте, просуществовавший по крайней мере до II века нашей эры, т.к. о нём упоминает в это время Павсаний в своём путеводителе «Описание Эллады», III, 16, 1), из яйца родилась Прекрасная Елена – красивейшая из женщин. Так как к ней сватались цари всех областей Греции, то Тиндарей, выбрав ей в мужья одного из них – Менелая – взял с остальных клятву блюсти честь избранного супруга Елены. Это позволило Менелаю поднять всех царей Эллады в поход против Трои, когда сын троянского царя Приама по имени Парис похитил Елену и увёз к себе в Трою. Парис был уверен в своей безнаказанности потому, что когда он пас стада при невыясненных обстоятельствах (есть варианты объяснений, Апполодор считает, что он был брошен родителями из-за пророчества о гибели Трои – так истолковал оракул сон его матери Гекубы, будто она родила пылающий факел, от которого город сгорел; само же имя Елена переводят с греческого как факел) ему предстали три богини – Гера, Афина и Афродита – и просили решить, кто из них красивее, причем Гера обещала неограниченную власть, Афина высшие воинские почести, а Афродита – любовь самой красивой смертной женщины. Парис выбрал Афродиту и в знак превосходства вручил ей яблоко («яблоко раздора»). Само выражение ab ovo принадлежит латинскому поэту Горацию и употреблено в его сочинении «Наука поэзии», где он хвалит Гомера за то, что тот в своей поэме не описывает всего того, что я описал выше, а начинает прямо с войны. Впрочем, оно является усечением его же выражения ab ovo usque ad mala («от яйца до яблока»), употреблённого Горацием в его первой сатире (Saturae I, 3, 6-7) в виде каламбура, так как у римлян был обычай во время дружеских "попоек под музыку" («симпозиумов») начинать закуску с яиц, а заканчивать фруктами.  
  
         10, II, 3-4. Речь идёт о шайках норманнов или варягов, бродивших в раннем Средневековье по всей Европе, из их числа и первый русский князь Рюрик. Интересно проследить трансформацию их имён в поколениях властителей Руси и их подручных. Здесь уже среди предков Езерского: 10, II, 5 – Одульф и 10, II, 8 – Фарлаф – имена скандинавские, как и у первых князей: Рюрик, Игорь (Ингвар), Ольга (Хельга). Далее князья обрусели и носят славянские имена: Святослав (Святых славит, т.к. мама приняла христианство), Владимир (Владеет миром), Ярослав (обладает яркой или жаркой славой), Всеволод (всем владеет) и т.д. У воевод следующей ступени сразу после крещения княгини Ольги (955 год) имена связаны с Библией и Евангелием, т.е. еврейские и греческие: 10, II, 12-13 – Якуб (Яков, по-еврейски: воздвигающий преграды) и Дорофей (по-гречески: дар Божий, т.е. как бы Феодор в обратном порядке), 10, III, 1 – Андрей (мужественный, по-гречески), 10, III, 2 – Иван (Иеговханаан – Богом дарованный, по-еврейски) да Илия (крепость Божья, по-еврейски). Князья же и после крещения предпочитают славянские имена (как бы подчёркивая свою общность с управляемым народом – вон где ещё неожиданно обнаруживаем ростки современной политики) вплоть до Юрия (Георгия) Долгорукого (вел. князь 1155-57) и его сына Андрея Боголюбского (в.к. 1169-74).
          10, II, 6. Вельми – весьма (древне-слав.), однокоренное: велий, великий.
         10, II, 7. Хроно-граф – буквальный перевод с греческого: лето-пись (или в мужском роде: летописец).  Софийский – согласно официальной версии, поддержанной такими титанами, как Томашевский и Набоков, речь идет о Софийском временнике, т.е. сборнике летописных сводов XV века, хранившемся когда-то в новгородском Софийском соборе. Обоснована эта версия тем, что Пушкин некоторые из этих свитков держал в руках, а списки за Х век имелись в личной библиотеке Карамзина. Однако в этих списках не упоминается имени Одульф. Вообще-то, и летописи, и Софийский собор имелись и .в Киеве, и в Константинополе. А мне на ум приходит ещё нынешнее название столицы Болгарии, хотя в то время этот город называли Сердика или Средец. В нем тоже был храм Св.Софии, в честь которого его и стали позднее называть, но храм этот существовал еще с VI века, когда это были владения Византийской империи. Болгарским город стал как раз в период становления Древнерусского государства, и самые драматические события приходятся на 893 год, когда в Болгарии начал царствовать 25-летний князь Симеон, задумавший ни больше ни меньше как разгромить Византийскую империю, присоединить ея земли к Болгарии и сделать себя императором в Константинополе. С этой целью он начал войну, в которую втянул все окрестные народы юго-восточной Европы и Аравийского полуострова, как оседлые, так и кочевые. Первоначально на стороне болгар были часть арабов, албанцы, сербы, печенеги, а на стороне Византии – хорваты, угры (мадьяры), аланы, русские, хозары. Война продолжалась до разрушения Болгарского царства в 1014 году и ознаменовалась страшными жестокостями: например, Симеон Болгарский отрубал у пленных руки и ноги и в таком виде отправлял в Крнстантинополь, а византийский император Василий II Болгаробойца ослеплял пленных и десятками, среди которых одному поводырю оставлял один глаз, отсылал в Болгарию. Вся эта столетняя мясорубка тем более удивительна, что до этого болгары жили с византийцами (говорившими по-гречески, но писавшими латинскими буквами и называвшими себя ромэями, т.е. римлянами) в мире и дружбе, приняли от греков христианство, для них незадолго до войны Кирилл и Мефодий создали наш замечательный, приспособленный для славян греческий алфавит, а отец Симеона Болгарского, первый христианский болгарский князь Борис-Михаил, специально отправил сына в Константинополь, где тот учился в одном университете с будущим императором Византии Львом VI Мудрым. Видимо, юному болгарину слишком по душе пришлась греческая культура, и он сделал из своих пристрастий превратные выводы. Предок Езерского Одульф воевал на стороне Византии, поэтому о нём с ужасом должны вспоминать именно болгары.
         10, II, 8. Ольга – великая княгиня Древней Руси, вдова князя Игоря, убитого в 945. Её называют равноапостольной, т.к. в 955 в Константинополе она приняла православие (крестил её сам император Константин Багрянородный) и за 33 года до крещения Руси князем Владимиром стала проповедницей христианства. Трудно поддаётся хронологической атрибуции выражение «при Ольге». Она умерла летом 969, но никогда не являлась главой государства, а только регентшей при малолетнем сыне Святославе, который с пелёнок участвовал во всех военных походах, т.к. его «дядьки» (воспитатели) Асмуд и Свенельд сажали ребёнка на коня для поднятия в войсках боевого духа. Святослав был одним из тех в правящей верхушке, на кого пример Ольги не возымел действия – он остался язычником. Однако пережил мать всего на три года, поэтому «при Ольге» не сильно отличается от «при Святославе», разве что религиозной принадлежностью.
         10, II, 9. Цареградом в Средние века называли Константинополь (ныне Стамбул, столица Турции до 1923). К 321 году римский император Константин Великий перенес столицу из Рима на восток в провинцию Византий, где отстроил новый город,  названный впоследствии его именем, - по возможности точную копию старого Рима. С 325 года тот же император фактически сделал христианство главной государственной религией (ещё раньше издал указ о праздновании воскресенья как особого дня: недели, т.е. нерабочего). В 395 после смерти императора Феодосия Римская империя была разделена навсегда - между его сыновьями Аркадием и Гонорием. В 476 в результате Великого переселения народов Западная империя из-за жесткой позиции в отношении "варваров” прекратила свое существование, несмотря на старания великого полководца Велисария, почти ее восстановившего. Однако, юридически это удалось Карлу Великому в 800 году - Западная империя возродилась под названием "Священной” и просуществовала, вообще говоря, до 1918 года; ее гибель послужила поводом I мировой войны, и затем возникло движение за ее возрождение, называемое фашизм. В 988 Русь получила из рук Константинополя государственную религию. История Византийской империи (Восточной Римской империи), пережившей Западную на 1000 лет, заканчивается в 1453 году, когда потомок паши Османа, принявший имя Магомет Второй, завоевал Константинополь.

          10, III, 3.  Лавра (буквально: «теснота») – большой монастырь. Первоначально в греческом языке это слово обозначало городской квартал или густонаселённую улицу. В христианскую эпоху так стали называть всякую улицу, на которой была построена церковь. С появлением в христианстве монашества (конец III века) название перешло на «общежитейные» поселения монахов. Как это ни парадоксально, но «монах» по-гречески означает «одинокий» и является синонимом к слову «анахорет», т.е. «удалившийся от общества (хора) людей». Схима – наиболее строгое монашество. Произведённый здесь от этого понятия глагол схимиться следует понимать в совершённом виде, как если бы вместо него стояло «скрылся», т.е. сначала родил, а потом ушёл в монахи, т.к. по уставу рожать и монашествовать – вещи несовместимые, и первые монахи были строгими девственниками. Вообще же слово схима представляет собой византийское произношение греческого слова схема, т.е. образ. Киевская Печерская (Пещерская) лавра – монастырь, основанный в XI веке в Киеве двумя святыми: преподобным Антонием и его учеником, преподобным Феодосием. Особенностью этого монастыря было проживание монахов в пещерах, вырытых ими в Берестовой горе. Здесь они следовали примеру первых христианских монахов, в честь которых основатели Печерской Лавры по-видимому и взяли себе имена. Основателями же христианского монашества в целом являются Антоний Великий (260–365) и Феодосий Великий (424–529). Первый из них после смерти родителей на 20-м году жизни раздал имущество бедным и ушёл жить в пустыню, а ещё через 15 лет поселился в пещере на берегу Нила; второй по принятии монашеского обета сразу поселился в пещере близ Метого (Умм-Туби), где, по преданию, останавливались евангельские волхвы по дороге из Вифлеема.

         10, III, 5. Битва при Калке произошла в июне 1223 года и считается началом татаро-монгольского ига на Руси. Речка Калка (Калеца, Кальчик) – приток реки Кальмиус, впадающей в Азовское море. Чингис-хан (1155–1227) к началу XIII века поставил своим воинам задачу: завоевать весь мир «от моря до моря». В меру своих географических представлений, выйдя к Каспию, они поначалу предположили здесь край света и отправились на восток, где, пройдя обманом Великую Китайскую стену, к 1215 году завоевали Китай и вышли к Жёлтому морю. Тут выяснилось, что Каспийское море можно обойти с севера. Тогда Чингис-хан велел своему племяннику Батыю завоевать обнаруженную часть земли и для этого дал ему 300 000 войска и вывезенные из Китая порох и пушки Против этого арсенала русские князья воевали копьями и стрелами. Кроме того, из-за удельной системы управления Русью, они были друг с другом на ножах, вследствие чего татары их перемололи поодиночке.

         10, III, 7–8. Вот как описывает русский историк это прискорбное событие: «моголы изрубили всех россиян, трёх князей задушили под досками, и сели пировать на их трупах!» (Н.М.Карамзин «История государства Российского», том 3, глава VIII).

         10, III, 12. Между Непрядвою и Доном – т.е. на Поле Куликовом, которое опоясывают Дон, впадающая в него Непрядва и её правый приток, речка Нижний Дубяк. Здесь в сентябре 1380 года произошла знаменитая битва между войсками хана Мамая и ополчением московского великого князя Дмитрия, названного в честь этих событий Донским. Согласно "Истории..." Карамзина, кроме москвичей из русских княжеств в битве были представлены князья Ростовский, Белозерский, Ярославский и бояре Владимирские, Суздальские (сравни с 10, III, 13-14), Переславские, Костромские, Муромские, Дмитровские, Можайские, Звенигородские, Углицкие и Серпуховские. Кроме того у Дмитрия были ещё союзники из отдалённых земель и даже небольшая часть татар во главе с ханом Тохтамышем, который через полтора года после этой битвы, убив Мамая, во главе остатков его войска, – взял обманом и сжёг Москву и тем отодвинул ещё на сто лет окончание монгольского ига на Руси. Куликовская битва закончилась полным разгромом и бегством Мамая, положила конец страху перед непобедимостью татар и явилась началом столетнего процесса избавления от ига, завершившегося в 1480 году после «великого стояния на реке Угре» при государе Иване III Васильевиче.

         10, IV, 3. Крамола – старославянское слово, означающее «мятеж, спор». Этимология его не ясна. Бодуэн де Куртене считает, что это искаженное средневеково-латинское carmula, что, по его мнению, означает «смущение». Между тем я такого значения не нашёл ни в одном солидном латинском словаре (Бодуэн де Куртене следует масонской традиции и опирается на какие-то свои источники). Церковная же филология переводит всегда сначала со славянского на греческий, а потом уже на русский, и в соответствии с нею, это слово соответствует греческому стазис, т.е. «упорство, упрямство». И, т.к. источники не согласны между собой, рискну высказать своё предположение, что это сложное слово (считать, что для древних славян не характерны многокоренные слова, так же неправомерно, как то, что русские до Петра не знали пилы), и «кра» или «икра» означает затвердевшую или замутнённую жидкость (ледяное месиво), а «молъ» - сокращение слова молва (см. напр.: А.Соболевский. «Лекции по истории русского языка», 1891). Крамола – замутняющая пропаганда. Смута – однокоренное к слову «муть».

45 В Посольстве.         (Примечание А.С.Пушкина)

46 Пересесть кого - старинное выражение, значит: занять место выше.         (Примечание А.С.Пушкина)

         10, IV, 8–14 и Примечание Пушкина №46. Здесь речь идёт о таком явлении в русской истории как местничество – борьба между боярами за старшинство рода, за право сидеть ближе к царю. Место за царским столом определялось знатностью рода и личными заслугами его представителей, прежде всего, конечно, военными. Для учета ежегодных военных назначений при царе существовал так называемый Разрядный приказ, ведший Разрядные книги (10, V, 14, по-видимому, содержит намёк на выписки, которые из этих книг делал каждый уважающий себя дворянин). С середины XV века и к концу ХVII постепенно эта система настолько расшатала руководство армией и запутала отношения бояр, выливавшиеся в настоящие драки во время царских обедов («трапезы царской», 10, IV, 12), что во времена третьего представителя династии Романовых, Федора Алексеевича, была создана комиссия под председательством В.В.Голицына для реформы военного управления. Ея приговором, 12 января 1682 года все Разрядные книги были торжественно сожжены на каменном крыльце палат московского кремля, армия была перестроена по немецкому образцу, а назначение командующих стало определяться исключительно их личными качествами.

         10, V, 1–2. О Соборе, избравшем 21 февраля 1613 года царём 16-летнего Михаила Романова, на самом деле имеются довольно скудные сведения Вот что можно найти, например, у русского историка Н.И.Костомарова («Господство дома Св.Владимира», гл. ХХХ): «21 декабря[1612] извещалось по всей Руси об избавлении Москвы, а вслед за тем послана была грамота во все города, чтобы отовсюду посылали в Москву лучших и разумных людей для избрания государя. К большому сожалению, мы не знаем подробностей этого важного события… Под Москвою происходило несколько съездов, на которых дело избрания царя не удалось… В неделю Православия собрали всех выборных на Красную площадь. Кроме них было множество народа обоего пола. Рязанский архиепископ Феодорит, Новоспасский архимандрит Иосиф, келарь Аврамий и боярин Василий Морозов взошли на Лобное место… Прежде, чем они начали говорить…, всё многочисленное сборище закричало: Михаил Федорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей Русской державе». Михаил был сыном патриарха Филарета (в миру Фёдора Никитича Романова), находившегося в польском плену.

         10, V, 3–5. Здесь Пушкин, передавая благоденствие, которое настало на Руси, едва пришла к власти семья царствующего в его время монарха, «нажимает на педали», что почти граничит с иронией. Но это заметно лишь для нас, для придворного же быта это было вполне нормально и в порядке вещей. Вороги – враги. Смирились – был заключён мир, и Россия якобы вела только пограничные войны, расширявшие ея территорию. На самом деле к нам после поляков вторгался и Карл XII Шведский, да и сами поляки претендовали на российский престол, поддерживая самозванцев («княжна Тараканова»), – не говорю уже о Наполеоне Бонапарте.

         10, V, 8. Петр I пробыл императором недолго: в 1721 в связи с окончанием Северной войны провозглашён, а в 1725 умер. Вообще вехи приобретения им власти выглядят так: 1)30 мая 1672 года, в день, когда церковь чествует Св. Исаакия Долматинского (NB отсюда: Исаакиевский собор в СПб), у второй жены царя Алексея Михайловича, Наталии Кирилловны Нарышкиной, родился сын; крещён 29 июня, в день Св. апостолов Петра и Павла, наречён Петром; шансов на российский престол, как у младшего ребёнка в семье, у него не много; 2)29 января 1676 года умирает царь Алексей Михайлович; к этому моменту от его первой жены, Милославской, живут и здравствуют 3 сына и 5 дочерей; царём становится старший несовершеннолетний Фёдор, при нём регентом боярин Артамон Сергеевич Матвеев; 3)14 февраля 1682 года Фёдор III Алексеевич вступает в брак с Марфой Матвеевной Апраксиной, но в том же году, 27 апреля, умирает бездетным в возрасте 21 года; Пётр избран царём; начинается жестокая борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными; 4)15мая 1682 года – первый Стрелецкий бунт, Артамон Матвеев убит стрельцами за любовь к иноземным порядкам; 5)25 июня 1682 года провозглашены царями два мальчика: Пётр (от Нарышкиной) и его старший брат Иван (от Милославской), для них изготовлен трон «на два очка»; регентом становится старшая сестра Софья (от Милославской; из Нарышкиных у Петра есть ещё сестра Наташа), фактически страной управляет софьин любовник, В.В.Голицын; 6)1689 – Пётр женится на Евдокии Лопухиной; в тот же год, 8 августа, его будят ночью и сообщают о заговоре стрельцов; он убегает от убийц босой в ночной рубашке, прыгает на коня и скачет в Троице-Сергиеву лавру, у него на всю жизнь остаётся нервный тик с тяжёлыми припадками, вроде эпилепсии; бунт подавлен, Софья низложена; 7)в феврале 1690 года родился царевич Алексей Петрович; 8)28 января 1693 года у царя Иоанна V Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой родилась дочь Анна, будущая самодержица Всероссийская; 9)25 января 1694 года умерла вдовствующая царица Наталия Кирилловна (Нарышкина); 10)29 января 1696 года скончался 29-летний царь Иоанн V Алексеевич; Петр I – единодержавный правитель; 11)август 1698 – Пётр вынужден срочно вернуться из европейского турне в Москву из-за стрелецких беспорядков; «розыск», казни (не хватало палачей, сам рубил головы стрельцам); Софья пострижена в монастырь под именем Сусанны; 12)1699 – Пётр вынужден заточить в монастырь жену – Евдокия пострижена под именем Елены; 13)9 августа 1700 года объявлена война Швеции; этот дипломатический ход, сделанный почти интуитивно, оказался весьма удачным: трудно было предположить, что внезапно умерший в этом году 7-летний мальчик, австрийский эрцгерцог Карл, станет причиной затяжной всеевропейской  «войны за испанское наследство», лишившей Карла XII Шведского поддержки со стороны европейских союзников; 14)1703 – прачка пастора Глюка и жена шведского драгуна, Марта Скавронская (будущая императрица Екатерина I) попала в русский плен и стала наложницей Светлейшего Алексашки Меньшикова; 15)1705 – Пётр сошелся с Мартой Скавронской, которая умела его успокаивать во время припадков; 16)27 июня 1709 года – Полтавская битва, коренной перелом в ходе Северной войны; Петру двумя пулями пробило седло и шляпу; Карл XII с гетманом Мазепой бежал в Турцию; 17)18 декабря 1709 года у Петра и Марты родилась дочь Елизавета (будущая русская императрица); 18)по ходу завоеваний Лифляндии, Курляндии и Эстляндии (ныне Латвия и Эстония) в 1710 сыграна свадьба Анны Иоанновны (будущей русской императрицы) с герцогом Курляндским; жених в ночь свадьбы скончался от острого алкогольного отравления; 20)14 октября 1711 года Пётр женил своего сына Алексея на Софье-Шарлотте Брауншвейгской, оставшейся лютеранкой; 21)19 февраля 1712 года – бракосачетание Петра I и Марты Скавронской, в Святом Крещении – Екатерины, Петр признаёт законными дочек Елизавету и Анну; 22)1713 – царевич Алексей пытался покончить с собой;


Продолжение комментария (к стихам 10, V, 8. 10, V, 11. 10, VI, 1.  10, VI, 12. 10, VII, 1–4. 10, VII, 6. 10,VII, 11. 10,VIII, 3. 10,VIII, 5. 10,VIII, 6. 10,VIII, 11. 10, IX, 1–2. 10, IX, 3. 10, IX, 9–10. 10,IX, 11–12) на странице:   Родословная стр 2

 

и к стихам 10, X, 812. 10, XI, 1. 10,XI, 9. 10, XI, 10. 10,XI, 11. 10, XII, 5. 10, XIII-XIV. 10, XV, 1. 10,XV, 5–6. 10,XVI, 1–4. 10,XVI, 8. 10, XVI, 9. 10, XVI, 10. 10, XVII, 1. – на странице:   Родословная стр 3

 

Конструктор сайтов - uCoz